Фаворитка /рецензия/ The Favourite
Ирландия, Великобритания, США (2018)
Костюмная драма, 18+
119 мин. / 01:59
|
|
Режиссер:
Йоргос Лантимос
Сценарий:
Дебора Дэвис, Тони МакНамара
В ролях:
Оливия Колман,
Рэйчел Вайс,
Эмма Стоун,
Джо Элвин, Николас Холт, Эмма Делвс, Фэй Дейвней, Пол Суэйн, Дженнифер Уайт, Лилироуз Стивенс
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Стать кроликом,
или Где ты была сегодня, киска?
Историю соперничества герцогини Мальборо и баронессы Мзшем, — двух фавориток королевы Анны Стюарт, мы знали по советской телеэкранизации пьесы Эжена Скриба «Стакан воды» — водевильной версии придворных интриг, по которой историю Англии лучше не учить. Не стоит ее учить и по новой, оригинальной и визуально роскошной, но не менее водевильной версии событий — биографической фантазии Йоргоса Лантимоса «Фаворитка».
Тайны английского двора
Итак, в начале XVIII века ко двору королевы Анны (Оливия Колман) прибывает молодая Абигейл (Эмма Стоун) — бедная родственница первой статс-дамы Сары Черчилль, герцогини Мальборо (Рейчел Вайс), готовая работать хоть чучелом. Принятой из милости в служанки девушке поначалу приходится несладко. Но воспитанной как леди Абигейл удается освоиться и даже снискать расположение старшей кузины. А вскоре перед девушкой открываются и тайны английского двора.
Оказывается, королева Анна — стареющая несчастная женщина, пережившая 17 выкидышей. Мучаясь от одиночества и подагры, Анна пестует своих кроликов, коих у нее 17 — по числу нерожденных детей, а в политике не смыслит, и потому делами государства заправляет ее фаворитка, герцогиня Мальборо, отстаивающая интересы партии вигов и настраивающая монархиню против представителя оппозиции Роберта Харли (Николас Холт). Поначалу робкая, Абигейл начинает все энергичнее стремиться заменить наставницу рядом с королевой — за столом, в делах... а там и в постели!..
Леди хотят развлечься
Говорят, что именно про Абигейл Мэшем английский народ сочинил прибаутку: «Где ты была сегодня, киска? — У королевы у английской. — Что ты видала при дворе? — Видала мышку на ковре». И действительно, всесильная тигрица Сара Черчилль оказывается мышкой в когтях милой кошечки Абигейл, умеющей вовремя и королеве ручку (и не только) полизать, и о ноги (и не только) барона Мэшема (Джо Элвин) потереться. Йоргос Лантимос не особо концентрирует внимание на изображении плотских утех героинь (имеющих не большую историческую основу, чем любовь всех трех женщин к Мэшему в «Стакане воды»). Как и на истории превращения робкого ангелочка в змею, в результате занимающую место одного из кроликов. Культовому режиссеру важнее показать королевский двор, как будто слетевший с катушек и идущий вразнос вслед за полубезумной королевой, что достигается сочетанием скрупулезной детализации исторических реалий с постмодернистской хореографией.
Фильм номинирован на десяток премий «Оскар» и имеет шансы реализовать все четыре технические номинации — работа художников, оператора и монтажера просто безупречна. Жаль, нельзя добавить номинацию за музыку: оригинальной музыки в ленте нет, но сборный саундтрек — от скрипучих виолончельных экзерсисов до органных фуг и симфонических сюит — подобран и использован виртуозно. Что же касается актрис, то, несмотря на достойную игру всего трио, Вайс и Стоун вряд ли получат по второму «Оскару». Но в победе изумительной Оливии Колман никто не сомневается.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"