Свидетели /рецензия/
Россия, Беларусь, Чехия, Франция, Польша, Израиль (2018)
Драма, 12+
104 мин. / 01:44
|
|
Режиссер:
Константин Фам
Сценарий:
Константин Фам
В ролях:
Оксана Фандера,
Филипп Янковский,
Владимир Кошевой,
Ленн Кудрявицки, Михаил Горевой, Маруся Зыкова, Анжелика Каширина, Вячеслав Чепурченко, Мария Кинг, Сергей Агафонов
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Безмолвные свидетели,
или Поминальная молитва у Стены Плача
Многие недоумевают: зачем напоминать молодым о Холокосте? Кому это нужно? Вроде все разобрались, что сжигать людей в печах нехорошо. Но стоит высунуть голову из раковины, как станут слышны знакомые мотивы и знакомые страшные лозунги. Значит, история Холокоста может повториться в любой момент. А кое-где уже и повторяется. И это значит, что киноальманах Константина Фама «Свидетели» необходимо прописывать молодежи для обязательного просмотра.
Со словами и без слов
Первая новелла — история пары красных туфелек, которые увидела в витрине польская девушка, выходящая замуж за еврея. Как же много можно рассказать о людях не только без единого слова, но и без лиц! В кадре будут только ноги: обутые, разутые, самые разные — включая привет чаплинскому танцу булочек. Лишь раз в кадре мелькнет рука — запирающая дверь газовой камеры... Как ни сложно в это поверить, но и в наше время можно сказать новое слово в кинематографе!
Брут — так зовут щенка немецкой овчарки, которого еврейский дирижер Лео Штиллер (Владимир Кошевой) дарит любимой Розанне (Оксана Фандера). Но вскоре Брут попадает в питомник, откуда его забирает нацистский офицер Хорст — Филипп Янковский в этой роли смотрится пугающим до дрожи доппельгенгером Генриха Шварцкопфа! Режиссер не боится показать человечье лицо фашизма — ведь нацисты были отнюдь не орками из Мордора. И увиденная собачьими глазами история наглядно показывает, как легко загадить человеку мозги, превратив его в зверя.
Играть, чтобы жить
Третья новелла «Скрипка» начинается в наше время, когда в гримерной московского скрипача Леонида Штиллера (Лени Кудрявицкий) появляется скрипка с письмом времен войны. Отправившись в Нью-Йорк, в магазин, где был куплен инструмент, музыкант знакомится с девушкой Рейчел (Мария Кинг). Вместе они читают дневник ее деда, и на страницах оживает история еврейского скрипача Шломо (Алим Кандур) и его польской жены Ады (Маруся Зыкова), отправленных в Освенцим, где комендант Рихард (Михаил Горевой) собрал ансамбль, возглавить который согласился дирижер Лео Штиллер — ведь пока музыканты играют, они будут жить...
Впервые в истории часть съемок прошла на территории музея «Освенцим», и при этом узники концлагеря действительно выглядят как узники! И сколь же много можно уместить в короткометражке! Тут и странные времена, когда гитлерюгенд Курт (Вячеслав Чепуренко) мог сидеть за одним столом с евреями. Тут и хлесткое напоминание о позорном для США «путешествии проклятых». А в финале, после душераздирающего последнего концерта в концлагере, следует внезапный поворот, заставляющий по-новому взглянуть на события.
Фильм так же жесток, как «Серая зона», но так же светел, как «Список Шиндлера». И когда потомок погибшего дирижера играет у Стены Плача сочиненную предком поминальную молитву, вы переживете такой же катарсис, как на финале картины Спилберга. И так же разрыдаетесь. И захотите пересмотреть этот шедевр современного кино.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"