Соната /рецензия/ The Sonata
Россия, Великобритания, Латвия, Франция (2018)
Триллер, 16+
88 мин. / 01:28
|
|
Режиссер:
Эндрю Десмонд
Сценарий:
Эндрю Десмонд, Артур Морин
В ролях:
Фрея Тингли,
Рутгер Хауэр,
Симон Абкарян,
Джеймс Фолкнер, Мэтт Барбер, Катрин Шауб-Абкариан, Джеймс Кермак, Кристофер Брэнд
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Музыка под снегом:
и соната слышна едва-едва
Франшиза «Призрак Оперы» еще в первой половине прошлого века породила своеобразное направление в кинохорроре — сплав ужасов и классической музыки. И хотя лучшим представителем этого направления до сих пор остается киноверсия того же «Призрака Оперы» 1989 года (с Робертом Энглундом), попытки оторваться от франшизы периодически предпринимаются. Именно таков новый готический музыкальный хоррор Эндрю Дезмонда с очень музыкальным названием «Соната».
Звуки музыки
Итак, молодая талантливая скрипачка Роза (Фрея Тингли) узнает о смерти своего отца — некогда знаменитого композитора Ричарда Марлоу (Рутгер Хауэр). Известие не сильно-то огорчает девушку, ведь папаша бросил ее еще во младенчестве.
Тем не менее, Роза едет во Францию заценить доставшийся ей в наследство огромный старинный особняк. Среди бумаг покойного девушка находит труд всей его жизни — сонату для скрипки, которую тот закончил аккурат перед тем, как облить себя бензином и бросить горящую свечку.
Роза сообщает о находке своему менеджеру Чарльзу (Симон Абкарян), даже не подозревавшему о родстве своей подопечной с легендарным композитором, который внезапно удалился от мира и стал затворником. Вместе они начинают изучать таинственную сонату и приходят к выводу, что ноты звучат так странно, потому что зашифрованы. И похоже, ключами к шифру являются загадочные символы, имеющие отношение к древнему тайному ордену, чьи адепты считали, что музыка способна открывать порталы между мирами...
Пшик вместо катарсиса
Фильм снят с соблюдением всех канонов жанра — классические приемы не претендуют на оригинальность, но использованы умело и разыграны как по нотам. Особенно впечатляют грамотно расставленные музыкальные акценты — например, когда музыка как бы ахает вместе со зрителем при первом взгляде на потрясающий особняк (найденный, между прочим, в Латвии) или мрачную часовню, затерянную в заснеженном лесу. При этом следить за развитием детективной составляющей не столько страшно, сколько интересно, а тонкости шифрования дадут фору какому-нибудь «Коду да Винчи».
К сожалению, во второй половине фильма действие провисает, а сюжетные повороты становятся все более предсказуемыми — вплоть до совсем уж клишированного финала. В результате вылезают недостатки сценария — дефицит сюжетного «мяса», нелогичные поступки, лишние персонажи. Плюс, а вернее, минус — блеклая игра Фреи Тингли, чьим единственным достоинством является сходство с молодой Кристиной Риччи. А главное — композитору Алексису Менго удалась лишь закадровая музыка, а макабрическая соната, увы, не тянет ни на декларируемый «абсолютный шедевр», ни на «музыку преисподней». Поневоле вспоминается выносящая мозг своей гениальной простотой тема Миши Сигала из того же «Призрака Оперы» с Энглундом, которую любят даже те, кто сам фильм люто ненавидит. А здесь в финале звучат какие-то сомнительные изыски, в которых едва слышна заявленная соната, вместо музыкального катарсиса картина заканчивается банальным пшиком.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"