Щелкунчик и четыре королевства /рецензия/ The Nutcracker and the Four Realms
США (2018)
Сказка, 6+
99 мин. / 01:39
|
|
Режиссер:
Лассе Халльстрём, Джо Джонстон
Сценарий:
Эшли Пауэлл, Мариус Петипа
В ролях:
Маккензи Фой,
Джейден Фовора-Найт,
Кира Найтли,
Хелен Миррен,
Морган Фриман, Мисти Коуплэнд, Эухенио Дербес, Ричард Э. Грант, Мэттью Макфэдиен, Сергей Полунин
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Сладкая вата на палочке
Студия Walt Disney, как правило, без проблем переводит на язык кино литературные сказки — по этой части у ее сотрудников колоссальный, опыт, чего уж там. Но время от времени даже старый конь портит борозду. И «Щелкунчик и четыре королевства» тому подтверждение. Это не кино, а сладкая вата на палочке...
В разные стороны
Конечно, тот факт, что вместо Лассе Хальстрема («Хатико») фильм доделывал другой режиссер — Джо Джонстон («Джуманджи») — уже настораживал. Как и то, что сценарий ваяла дебютантка Эшли Пауэлл.
Что ж, опасения оправдались: результат усилий этих творцов напоминает то, что описал Крылов в басне «Лебедь, рак и щука». Любитель выжимать слезы Хальстрем снимал мелодраму о девочке Кларе (Маккензи Фой), которая скучает по умершей маме и открывает для себя придуманный той волшебный мир. Джонстон мастерил коробку со спецэффектами, описывая механическо-шестереночные чудеса королевств с ожившими игрушками. А Пауэлл, видимо, пыталась перенести на экран побольше сцен из балета «Щелкунчик», ведь даже официально лента позиционируется как навеянная музыкой Чайковского, а не повестью Гофмана.
Ни к чему хорошему это не привело. Каждый тянул воз в свою сторону, и тот никуда не поехал. Поэтому его просто вымочили в сахарной воде и полили глазурью, сделав вид, что так и было задумано.
Улучшители вкуса
Чувствуется, авторы и сами сознавали, насколько приторная сладкая вата у них получается. Поэтому старались компенсировать слабости сюжета привнесением актуальных мотивов.
Ради политкорректности в фильме играет много чернокожих (Дроссельмейер — Морган Фриман, щелкунчик Филлип — Джейден Фовора-Найт, принцесса-балерина — Мисти Коупленд). В сюжет, далеко отклонившийся и от сказки, и от балета, внедрили модный секретный финт насчет личности главной злодейки. А саму Клару сделали иконой феминизма: она разбирается в механике, лично сражается с врагами, и все склоняются перед ее умом, решительностью и красотой.
Увы, ничего из этого не работает как задумано. Мультирасовый бэкграунд в декорациях XIX века выглядит нелепо. Якобы неожиданный поворот событий предсказуем и вымучен. А Фой фальшивит, когда изображает вундеркинда — ясно, что она видит все эти рычажки и шкивы в первый раз.
В общем, на выходе мы получили страшно красивое, сладкое и плоское зрелище, способное удовлетворить духовные и эстетические запросы исключительно девочек младшего школьного возраста. И только их.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"