Лето /рецензия/
Россия (2018)
Биография, музыка, драма 18+
126 мин. / 02:06
|
|
Режиссер:
Кирилл Серебренников
Сценарий:
Михаил Идов, Лили Идова, Кирилл Серебренников
В ролях:
Тео Ю,
Роман Билык,
Ирина Старшенбаум,
Филипп Авдеев,
Евгений Серзин, Александр Горчилин, Василий Михайлов, Александр Кузнецов, Никита Ефремов, Герман Осипов
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Черно-белые дни,
или Как начиналось лето
Кажется, первое мнение о фильме «Лето» — а вернее, о его сценарии — высказал Борис Гребенщиков. И было это мнение матерным. После чего БГ заявил, что в фильме не будет ни его песен, ни его самого. Тем не менее, спешу сообщить: в новой музыкально-биографической фантазии Кирилла Серебренникова «Лето» БГ — а вернее, Боб — очень даже есть! Правда, действительно без песен.
Ничего этого не было...
Создатели фильма объяснили реакцию Гребенщикова тем, что ему в руки попала черновая версия сценария, впоследствии много раз переработанного. И в это можно поверить — хотя бы потому, что фраза с той самой ненормативной лексикой применительно к картине вызывает недоумение: там вообще нет секса! Голые попы, правда, есть — но спокойно! — это попы не главных героев.
В основе сценария — воспоминания Натальи Науменко, вдовы легендарного Майка, опубликованные когда-то Александром Житинским. Это история творческо-любовного треугольника, возникшего летом 1981 года, когда в Ленинграде Виктор Цой (Тео Ю) познакомился с Майком Науменко (Рома Зверь) и его женой Натальей (Ирина Старшенбаум). Было ли все так на самом деле? Может, и не было. Но точно были времена, когда звезды рок-н-ролла раскрашивали своими первыми опусами тоскливые черно-белые советские будни. И мечтали при этом о кабаках, а не о стадионах. А их жены довольствовались комнатой в коммуналке и зарплатой мужа-сторожа...
...хотя хотелось бы!
Беда тех, кто ругает фильм, все в том же — господа, вы слишком серьезны. Разве можно всерьез воспринимать кино, где герои вдруг запевают хулиганские версии западных хитов, пытаются убить в себе скептика, а тот воскресает и сообщает зрителям: «Ничего этого не было... Хотя хотелось бы!» Ностальгическое настроение поддерживает черно-белое изображение с аллюзиями к лентам Германа и Соловьева. И если появления в кадре Александра Баширова, Антона Адасинского, Лии Ахеджаковой и Севы Новгородцева не выходят за рамки обычного камео, то истерическое соло Елены Кореневой — лучший эпизод в картине!
Реально удивил Рома Зверь, оказавшийся не только неплохим актером, но и очень похожим на молодого Майка. А уж Боб в исполнении Никиты Ефремова и вовсе словно явился прямиком из документалки «Рок» — вместе с котом! Что до Тео Ю, то его внешнее несходство с прототипом нивелируется сходством голосовым — озвучивший Цоя Денис Клявер на удивление точно воспроизвел и тембр, и скупые интонации лидера «Кино». И просто чудо сотворил Петр Погодаев, записавший все вокальные партии Цоя, — уши отказываются верить, что это не оригинальные фонограммы!
На финальных титрах звучит пророческая песня Цоя «Кончится лето», еще раз давая понять: все это — просто фантазия. Светлая и трогательная, несмотря на запиканный мат. Фантазия о том, как начиналось это прекрасное лето — увы, так быстро закончившееся для Цоя и Майка. И в конце концов, не так уж важно, каким это лето было на самом деле. Важно, что оно было.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"