Не волнуйся, он далеко не уйдет /рецензия/ Don't Worry, He Won't Get Far on Foot
США, Франция (2018)
Драма, комедия, биография 18+
114 мин. / 01:54
|
|
Режиссер:
Гас Ван Сент
Сценарий:
Гас Ван Сент, Джек Гибсон, Уилльям Эндрю Итмэн
В ролях:
Хоакин Феникс,
Джона Хилл,
Руни Мара,
Джек Блэк, Тони Гринхэнд, Бет Дитто, Марк Веббер, Ронни Адриан, Ким Гордон, Удо Кир
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Жизнь прекрасна,
или Не было бы счастья, да несчастье помогло
Джон Каллахан (1951-2010) — американский художник, прославившийся карикатурами, полными чернейшего юмора и неполиткорректности. Он умел остроумно посмеяться над тем, над чем смеяться не принято, — в том числе над собственной инвалидностью. В заглавие биографической трагикомедии Гаса Ван Сента об этом незаурядном человеке вынесено название одной из его самых известных карикатур — «Не волнуйся, он далеко не уйдет».
12 шагов
Итак, Джон Каллахан (Хоакин Феникс) не был хорошим парнем. Мучимый комплексами, он прожигал жизнь, бухая с 13 лет. И лишь оказавшись прикованным к больничной койке после автокатастрофы, в которую попал в 21 год, Каллахан начинает понимать, что жизнь прекрасна. Первое знакомство с инвалидным креслом, в котором, оказывается, можно прикольно гонять, а также с прекрасной волонтеркой Анну (Руни Мара). Первое осознание того, что и в положении паралитика есть много забавного. И, наконец, первое желание запечатлеть приходящие в голову образы на бумаге.
Зажав фломастер между кистями с парализованными пальцами, он начинает рисовать карикатуры. Но чтобы добиться успеха, нужно отделаться от того, что привело его в инвалидное кресло, — бутылки. И парень обращается в группу анонимных алкоголиков, которую ведет элегантный гей Донни (Джона Хилл), чтобы пройти реабилитацию по системе «12 шагов». Это будут первые шаги Джона Каллахана на пути от первых скандальных публикаций в студенческом журнале до персональных выставок и всеобщего признания...
«Электрический апельсин»
Кто-нибудь другой, конечно, снял бы очередное бодрое и ровное кино вроде недавнего трогательного, но проходного байопика «Дыши ради нас». С неизбежным подлинным портретом героя перед финальными титрами. Но Гас Ван Сент сразу настраивает на иной лад, ошарашивая рваным монтажом, заостряя зрительское внимание нелинейным повествованием и оживляя картинку элементами полиэкрана. Правда, у режиссера не получилось гармонично вплести серьезные сцены в общий ироничный настрой, и в результате драматические эпизоды провисают и выглядят скучновато. Но этот недостаток нивелируют отличные работы сразу двух актеров, прославившихся как комики, а здесь блеснувших в драматических ролях, — Джоны Хилла и Джека Блэка.
И просто изумителен Хоакин Феникс, не перестающий удивлять неожиданными и разнообразными ролями. Мы видим не только смену конфигурации его волос цвета «электрического апельсина», но и все нюансы преображения героя, прошедшего путь от пустого существования через полное отчаяние к духовному просветлению и реализации талантов. Так что перед нами не просто очередная духоподъемная история бедолаги, победившего недуг, а ироничная притча о человеке, сумевшем победить куда более опасного противника — самого себя. Впрочем, без портрета героя в финале тоже не обошлось.
Кстати, не спешите убегать из зала на финальных титрах — послушайте замечательную песню «В Техасе, когда ты уйдешь», написанную и исполненную самим Джоном Каллаханом.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"