Человек, который убил Дон Кихота /рецензия/ The Man Who Killed Don Quixote
Испания, Бельгия, Франция, Португалия, Великобритания (2018)
Драмедия, фестивальный 12+
132 мин. / 02:12
|
|
Режиссер:
Терри Гиллиам
Сценарий:
Терри Гиллиам, Тони Гризони
В ролях:
Адам Драйвер,
Джонатан Прайс,
Стеллан Скарсгард,
Ольга Куриленко,
Жуана Рибейру, Оскар Хаэнада, Джейсон Уоткинс, Серхи Лопес, Хорди Молья, Диого Андраде
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Живой Дон Кихот
или Самый снятый из неснятых фильмов
Терри Гиллиам задумал создать свою версию «Дон Кихота» еще в 1989 году. Но путь от замысла до воплощения обернулся чередой несчастий и катастроф — как будто духи Сервантеса или его героев обиделись на саму идею постмодернистского прочтения классики. Но так или иначе, как значится в начальных титрах, «спустя 25 лет создания... и разрушения», новая фантасмагорическая притча Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» наконец-то вышла на экраны!
Больше, чем Санчо
Итак, модный режиссер-рекламщик Тоби (Адам Драйвер) приехал в Испанию снимать рекламный ролик, обыгрывающий эпизоды из «Дон Кихота». Однако в кадре все время что-то ломается, сам Тоби не чувствует вдохновения, а все вокруг его достали! Внезапно выясняется, что в соседней деревеньке Лос-Суэньос когда-то в студенческой юности Тоби снимал свой дипломный фильм — о похождениях Дон Кихота!
Решив разобраться, как из автора черно-белого артхауса с набранными на месте актерами он превратился в продажного халтурщика, Тоби садится на мотоцикл и едет в Лос-Суэньос. Однако здесь все изменилось: «Санчо Панса» спился и помер, а «Дульсинея» стала шлюхой... И только «Дон Кихот» (Джонатан Прайс) не желает вспоминать, что был сапожником Хавьером, и верит, что он — живой Дон Кихот, а Тоби принимает за своего вернувшегося «верного броненосца». Вдвоем они отправляются навстречу приключениям, в которых новоиспеченный Санчо поймет, что его давнее творение оказалось больше, чем просто фильмом...
Рыцарь Киношного Образа
Впору признать этот кинопроект самым несчастливым — история его бед даже вылилась в документальный фильм «Затерянные в Ла-Манче». И быть бы этому проекту в числе знаменитых неснятых фильмов, если бы у руля не стоял Терри Гиллиам — целеустремленный как Дон Кихот и упрямый как ослик Санчо Пансы, не побоявшийся снова и снова начинать с нуля. Подобно своему герою, в образе которого блистает звезда легендарной «Бразилии» Джонатан Прайс, Терри Гиллиам не уставал верить в свою мечту — и с восьмой(!) попытки создал феерическое полотно, воспевающее мечтателей и перекликающееся с его же «Приключениями барона Мюнхгаузена».
Переосмысливая в постмодернистском ключе основные события романа, режиссер лихо переплетает их с современными аллюзиями. Есть в картине и цитаты из классики, и своеобразный гиллиамовский сарказм, и отсылки, понятные не всем (например, название деревушки, по-испански означающее Сны). И все это — наг фоне завораживающих красот испанских и португальских пейзажей.
Приятно убедиться, что после всех мытарств режиссер ничуть не перегорел: фильм получился цельным и выдержанным в фирменном духе гиллиамовских фантасмагорий. Финал говорит о том, что маэстро Гиллиам верит, что после его ухода найдется такой же рыцарь Киношного Образа, который займет его место. Но весь предшествующий фильм показывает, что Дон Кихоту мирового кино еще рано вешать на стену свои рыцарские доспехи. И 15-минутная овация на премьере в Каннах тому подтверждение.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"