Люмьеры /рецензия/ Lumière!
Франция (2016)
Документальный фильм, 6+
90 мин. / 01:30
|
|
Режиссер:
Тьерри Фремо
Сценарий:
Тьерри Фремо
В ролях:
Тьерри Фремо
Огюст Люмьер
Луи Люмьер
Мартин Скорсезе
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Человеки с бульвара Капуцинок
Признавая заслуги братьев Луи и Огюста Люмьеров как создателей киноаппарата, многие склонны считать, что их фильмы были всего лишь аттракционом, а до уровня искусства кино доросло уже позже и стараниями других. Опровергнуть эта заблуждение взялся сам директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо — и создал документальный фильм «Люмьеры!».
Ты помнишь, как все начиналось...
И это вовсе не рассказ о жизни братьев, сумевших изобрести «движущиеся картинки» и поставить их на коммерческую основу. Фильм представляет Люмьеров как первых кинохудожников, умудрявшихся в 50 секунд экранного времени — таков был предел возможностей первого синематографа — втиснуть не только сюжет, но и художественную составляющую. А что же лучше может представить художников, как не их творения?
Видеоряд соткан из 108 фильмов Люмьеров (а всего их было снято более полутора тысяч!), отреставрированных и сгруппированных в 10 тематических блоков. И под музыку Сен-Санса на экране оживают запечатленные мгновения конца XIX века — причем не только Франции: российского зрителя не оставят равнодушным кадры купеческой Тверской! А ироничный закадровый комментарий Тьерри Фремо, в нашем прокате начитанный бархатным баритоном Дмитрия Назарова, заставляет по-новому увидеть, казалось бы, давно знакомые кадры.
Призрачная повозка
И вот оказывается, что в этих коротеньких роликах сконцентрированы зачатки будущих кинополотен, составивших славу кинематографа как искусства. Мы видим первую в мире комедию, первую мелодраму, первый фильм-катастрофу, первый триллер, первый восточный боевик и даже первый мюзикл! А вот и первый в мире гэг, первый визуальный эффект, первый полиэкран... С восторженным изумлением мы узнаем приемы и даже целые кадры, которые впоследствии использовали Сергей Эйзенштейн, Вим Вендерс, Акира Куросава, Ясудзиро Одзу и даже Джеймс Кэмерон!
Нашлось место и тайне: почему в отзывах первых зрителей фильма «Выход рабочих с фабрики» упоминается какая-то повозка? Ведь в знакомых с детства кадрах первого в мире киносеанса нет никакой повозки! Разгадка оказывается простой: загадочная повозка обнаружилась в более ранней версии того же киноролика, найденной совсем недавно. Так что, любители поругать ремейки, зарубите себе на носу: они родились вместе с кинематографом — там же, в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок!
Да, чуть не забыл: Мартин Скорсезе, участие которого в фильме столь широко анонсируется, на самом деле появляется — на пять секунд и после финальных титров.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"