Мистер Холмс /рецензия/ Mr. Holmes
Великобритания, США (2015)
Детектив 16+
103 мин. / 01:43
|
|
Режиссер:
Билл Кондон
Сценарий:
Джеффри Хэтчер, Митч Каллин
В ролях:
Иэн МакКеллен,
Лора Линни,
Майло Паркер,
Хироюки Санада,
Хэтти Морахэн, Патрик Кеннеди, Роджер Аллам, Филип Дэвис, Фрэнсис де ла Тур, Чарльз Мэддокс ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Легкая уловка разума,
или Когда был Шерлок старенький...
Шерлок Холмс давно сошел со страниц книг своего создателя и зажил отдельной жизнью в фэнфиках. О великом сыщике писали Джеймс Барри, Марк Твен, Айзек Азимов, Борис Акунин, Нил Гейман и даже Стивен Кинг! Но описать старческую кончину мистера Холмса рискнул, кажется, только Митч Каллин. На его романе «Легкая уловка разума», вышедшем в России под названием «Пчелы мистера Холмса», и основана новая детективно-психологическая драма Билла Кондона «Мистер Холмс».
Последнее дело Холмса
Итак, в 1947 году Шерлок Холмс (Иэн Маккеллен) давно сменил лондонскую суету на тишину сельской глуши в графстве Суссекс, где у него есть дом с пасекой. Одиночество Шерлока скрашивают лишь экономка миссис Манро (Лора Линни) да ее маленький сын Роджер (Майло Паркер). Но несмотря на то, что снижение популяции пчел ныне волнует мистера Холмса больше, чем все собаки Баскервилей, один призрак из прошлого не оставляет его — Энн Келмот (Хэтти Морахэн), героиня последнего дела Холмса.
И хотя в рассказе доктора Ватсона Шерлок с блеском раскрывает заговор, мистер Холмс уверен, что на самом деле все было не так. И он намерен написать правдивую историю своего последнего дела! Но есть проблема: 93-летний старик никак не может вспомнить подробности той давней истории. Что это — старческий склероз? Или та самая уловка разума, стремящегося запрятать в самый дальний угол памяти события, заставившие великого сыщика уйти на покой более 30 лет назад?..
Старче, кто ты?
Фильм оказался вовсе не прощальным поклоном великого детектива, а неспешной психодрамой о старении и одиночестве. Для Иэна Маккеллена роль стала настоящим подарком! Видя с трудом передвигающуюся развалину, невольно думаешь, что Гэндальф скоро отправится следом за Саруманом... Но вот действие перемещается на 30 лет назад — и при виде изящного, пружинисто двигающегося преследователя понимаешь, что злодея Магнито победят еще ой как не скоро! А вот режиссура могла бы быть и пободрей — фильм затянут и скучноват, несмотря на эффектно выстроенные параллели с байопиком «Боги и монстры», когда-то принесшим Маккеллену его первую номинацию на «Оскар», а Кондону — «Оскар» за адаптированный сценарий.
Но самое главное: при чем же тут наш любимый Шерлок? В перерождение «человека-арифмометра», внезапно проникшегося банальной мелодрамой и плачущего при воспоминаниях о днях былых, верится не больше, чем в то, что мистер Холмс может умереть. И появление Фила Дэвиса, запомнившегося ролью убийцы в «пилотной» серии «Шерлока», вызывает раздражение школярской попыткой потрафить «шерлокированным». И дело тут не в возрасте. Бенедикт Камбербэтч в своем темном пальто вместо крылатки, со смартфонами вместо часов и антиникотиновыми пластырями вместо трубок — все равно тот самый Шерлок Холмс, которого мы полюбили с детства. А этого сентиментального господина так и хочется спросить: старче, кто ты?
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"