Под электрическими облаками /рецензия/
Россия, 2015
Драма, 16+
137 мин. / 02:17
|
|
Режиссер:
Алексей Герман мл.
Сценарий:
Алексей Герман мл.
В ролях:
Луис Франк,
Мераб Нинидзе,
Чулпан Хаматова,
Виктория Короткова,
Виктор Бугаков, Карим Пакачаков, Константин Зелигер, Анастасия Мельникова, Петр Гасовский, Алексей Вертинский ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Дом без крыши,
или По дорогам с облаками
Ныне принято хаять западные кинофорумы: все продано, предсказуемо, и любят только фильмы, очерняющие советс... простите, российскую действительность. Зато стоит нашей ленте отхватить какую-нибудь цацку, как и фестиваль сразу хороший, и фильм, при ином раскладе обреченный на ограниченный прокат, красуется на экранах от мультиплексов до «Авроры»! Свежий тому пример — новый киноальманах Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками».
Вру, но талантливо
Кино состоит из семи новелл, действие которых вроде как происходит в России 2017 года. Но на экране возникает знакомое по прежним фильмам Германа-младшего безвременье. Невнятные, а то и вовсе отсутствующие сюжеты объединяет история постройки дома, воплощающего смелые замыслы некоего дяденьки. Но заказчик умер — и вокруг недостроя сплетаются дороги тех, кого так или иначе коснулось строительство.
Дом без крыши — чертовски оригинальная метафора нашего отечества. Желая показать «страну, которая распята между прошлым, настоящим и будущим», режиссер на самом деле создает мифическое рукотворное пространство, распятое между промерзлой землей, талой водой и серыми облаками с тусклыми огнями рекламы. Работа художников и съемки поначалу вызывают уважение — но быстро приедаются. К тому же, посреди шизофренических декораций диссонансом выделяется пандус Камероновой галереи в Царском Селе, возле которого устраивают наивные бои карикатурные «приключенцы». И ведь, похоже, режиссер все понимает, вкладывая в уста одного из героев походя брошенную фразу: «Вру, но талантливо».
Модный, но бессмысленный
Фильм предваряет цитата из Поля Сезанна, призывающая воспринимать авторский киноязык как «отношение контрастов». Это выглядит очередной профанацией, призывом искать черную кошку в черной комнате. Конечно, Чулпан Хаматова может гениально сыграть мальчика-подростка – мы это видели в спектакле «Мамапапасынсобака». Но зачем нужен трехминутный образ немого подростка-наркомана, избирающего столь дурацкий способ самоубийства, когда вокруг той же Чулпан в подобной роли можно выстроить целый фильм? Аналогичная история с яркими, но растворяющимися в тумане появлениями Ирины Соколовой и Александра Безрукова.
Не то чтобы фильм непонятен — метафоры считываются, и есть удачные моменты, вроде убитого друга детства из снов. Но почему банальные мысли нужно доносить до зрителя левой пяткой через правое ухо — да еще со слуховым аппаратом? Почему, явив интересных героев — архитектора с эффектным родимым пятном на лице (в этой роли — солист украинской группы Esthetic Education Луи Франк) и блондинку-«приключенку» с оленьими глазами, — историю их отношений надо обрубить и продолжать тягомотину? Тот самый архитектор называет себя «модным, но бессмысленным». Не к себе ли самому относит эти слова модный режиссер? Унаследовавший от великого отца громкое имя — но, увы, явно не талант.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"