Орлеан /рецензия/
Россия (2015)
Черная комедия, 16+
110 мин. / 01:50
|
|
Режиссер:
Андрей Прошкин
Сценарий:
Игорь Мишин, Наталия Гостюшина, Елена Романова ...
В ролях:
Елена Лядова,
Виктор Сухоруков,
Виталий Хаев,
Олег Ягодин,
Тимофей Трибунцев, Павел Табаков, Евгений Сытый, Александр Бавтриков, Азамат Нигманов, Полина Шулика ...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Фрик-шоу
Черная комедия — один из самых сложных жанров: во всем мировом кино по-настоящему удачных фильмов не так уж много. А уж в наших палестинах со времен гайдаевского «Жениха с того света» остается штучным товаром. Так что попытка Андрея Прошкина в виде картины «Орлеан» как минимум заслуживает внимания.
Кто там? – Это я...
Итак, провинциальный российский городок Орлеан живет привычной жизнью, чей повседневный абсурд не поколеблет ни обещанная буря, ни кошмарная находка на свалке. Парикмахерше Лидке (Елена Лядова) и вовсе не до того — она лежит в клинике после очередного аборта. Там-то и является к ней человек, назвавшийся Экзекутором (Виктор Сухоруков), который обещает ей воздаяние смертью за грехи!
Лидка бежит за помощью к приятелю, хирургу Рудику (Олег Ягодин), а потом уже оба они просят защиты у шефа полиции Неволина (Виталий Хаев). Но визитер непрост: меняя внешность, исчезая и возникая, умирая и воскресая, Экзекутор преследует теперь уже трех согрешивших. И бедолаги решают избавиться от незваной Немезиды. В этом им должен помочь четвертый грешник — иллюзионист Боря Амаретто (Тимофей Трибунцев), специалист по распиливанию людей.
...совесть запоздавшая твоя
Юрий Арабов, написавший сценарий по своему роману, дал ему подзаголовок «Фантасмагория греха». Поначалу запахло проповедью против абортов, но лента, слава Хастуру, вышла за нравоучительные рамки, обернувшись притчей о пробуждении совести. Сухоруков играет эту аллегорию очень тонко, избегая «включать Мефистофеля». Экзекутор — не палач в колпаке и с топором в руке, а скорее сотрудник жэка, объясняющий: за грехи надо платить, вот квитанция. Квартет «грешников» создает гротесковые, но также лишенные демонизма образы обычных людей, осознающих, что концентрация их грешков переполнила чашу терпения высших сил. И что их выжженные, скукожившиеся души еще не поздно спасти.
Жаль, что, изображая сюр российской глубинки, режиссер иногда злоупотребляет гиперболой - гигантский кот тут все-таки лишний. Ведь все это не так далеко от жизни - даже экзотическое название Арабов взял у реального села Орлеан в Алтайском крае! Снижать пафос помогают мрачновато-ернические песни трио «Тайгер Лиллиз»: фальцет Мартина Жака не только создает эмоциональный настрой, но и настойчиво повторяет, что все это — фрик-шоу. И даже смерч, который вроде бы должен смести оплот греха с лица земли, можно пережить, если прислушаться к голосу совести. Да, жить по совести тяжело, больно и неприбыльно. Но без совести — это не жизнь.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"