Левиафан /рецензия/
«Нон-стоп Продакшн» (Россия), 2014
Драма, 18+
141 мин. / 02:21
|
|
Режиссер:
Андрей Звягинцев
Сценарий:
Олег Негин, Андрей Звягинцев
В ролях:
Алексей Серебряков,
Елена Лядова,
Владимир Вдовиченков,
Роман Мадянов,
Анна Уколова,
Алексей Розин, Сергей Походаев, Платон Каменев, Сергей Бачурский, Валерий Гришко ...
Официальный сайт фильма: N/A
|
Монстр, который всегда с тобой
После того, как драма Андрея Звягинцева «Левиафан» завоевала «Золотой глобус» (и теперь всерьез претендует на «Оскар»), внимание к ней в обществе резко повысилось. Мнения о фильме поляризовались: поклонники хвалят за высокий художественный уровень, ненавистники хулят за «очернительство». Равнодушных — нет...
Болото русской жизни
Ну что ж, попробуем разобраться, шедевр ли это отечественного кинематографа или пасквиль на российскую действительность?
Итак, перед нами история живущего в северном приморском городке автомеханика Николая (Алексей Серебряков). На землю, где стоят его дом и мастерская, позарился коррумпированный, но религиозный мэр (Роман Мадянов), мыслящий воздвигнуть на козырном месте церковь. Используя всю мощь админресурса, он постепенно отжимает у героя желаемое, хотя тот пытается защищаться с помощью старого друга, ставшего московским адвокатом (Владимир Вдовиченков). Проблема в том, что Николай и все окружающие его люди — далеко не праведники. Они погрязли в грехах и то и дело ведут себя самым недостойным образом. Центральное действующее лицо — алкоголик и плохой отец. Его жена (Елена Лядова) легко изменяет супругу со столичным гостем. Друг героя, бросая вызов мэру, не гнушается шантажом. Неудивительно, что при общем падении нравов населяющих кадр персонажей и речи не идет о хеппи-энде. Все благие намерения людей тонут в засасывающей северной тоске и нарастающем равнодушии к собственной судьбе. Проблески благородства, совести и доброты едва мерцают в болоте русской жизни, ведь раскрошилась ее основа — любовь и сострадание...
На холодных берегах
Да, в «Левиафане» хватает «чернухи», от которой мы так устали еще в 90-е. Видно, что режиссер излишне сгущает краски, замешивая на отечественной закваске тяжелые ингредиенты: мотивы библейской «Книги Иова», историю американского мстителя Марвина Химейера (того, что бульдозером раскатал мэрию и другие учреждения обидевших его властей) и положения труда Томаса Гоббса «Левиафан» (о подавляющей силе государства). Но это не делает фильм плохим — как, впрочем, и выдающимся произведением искусства тоже.
В фильме заняты прекрасные актеры, которые выкладываются на все сто. Операторская работа Михаила Кричмана — выше всяких похвал. Минималистская музыка Филипа Гласса идеально ложится на лаконичные панорамы русского Севера. Проблема, как видится автору этих строк, состоит лишь в изобилующем несостыковками сценарии и режиссуре: Звягинцев, следуя по стопам Тарковского, все-таки слишком холоден и рассудочен, слишком зациклен на киноязыке, чем на описываемых им смыслах, чтобы снимать ленты, претендующие на полное погружение в сокровенные уголки души. Ему почти удалось это в «Елене» (2011), но «Левиафан» снят грубее — зато доступнее для анализа. В том числе западным критикам.
И в этом смысле картина несет в себе тот же изъян, что и ее герои. Хоть снята она с вызывающим уважение профессионализмом, в ней нет любви и сострадания. Увы.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"