Игра в имитацию /рецензия/ The Imitation Game
Weinstein Company (Великобритания, США), 2014
Драма, биография 12+
114 мин. / 01:54
|
|
Режиссер:
Мортен Тильдум
Сценарий:
Грэм Мур, по Эндрю Ходжесу
В ролях:
Бенедикт Камбербэтч,
Кира Найтли,
Мэттью Гуд,
Рори Киннер,
Аллен Лич, Мэттью Бирд, Чарльз Дэнс, Марк Стронг, Джеймс Норткот, Том Гудман-Хилл ...
Официальный сайт фильма:
http://theimitationgamemovie.com/
|
Сыграем?
или О Родина, была ты близорука...
Имя Бенедикта Камбербэтча российские зрители узнали после первого сезона телесериала «Шерлок». А после второго многие даже научились это имя произносить. И вот теперь можно уверенно сказать: Бенедикт Камбербэтч стал вторым после Джорджа Клуни актером, прыгнувшим из телезвезд в кинозвезды первой величины. И тому подтверждение — биографическая драма Мортена Тильдума «Игра в имитацию», экранизация книги британского математика Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма».
Другая война
Итак, в 1951 году взломана квартира математика Алана Тьюринга (Камбербэтч), но хозяин утверждает, что ничего не пропало. Детектив Нок (Рори Киннир), ведущий расследование, вызывает Тьюринга на допрос, и тот рассказывает свою удивительную историю...
Когда в 1939 году Британия вступила в войну с Германией, коммандер Деннистон (Чарльз Дэнс) привлек Алана Тьюринга к работе над взломом кода «Энигма» — немецкой военной шифровальной машины, с помощью которой кодировались военные депеши. Эксцентричный дешифровщик и недалекий вояка не нашли общий язык, но поддержка агента МИ-6 Мензиеса (Марк Стронг) дала Тьюрингу возможность собрать свою команду, включая татантливую девушку Джоан Кларк (Кира Найтли). Взаимная симпатия даже привела Алана и Джоан к помолвке — но хеппи-энд был невозможен...
И причина — в тайне, скрываемой Тьюрингом с ранних лет, когда в 1927 году беспросветная жизнь юного Алана (Алекс Лоутер) в интернате была озарена встречей с Кристофером (Джек Бэннон), который не только привил Тьюрингу интерес к криптографии, но и пробудил в его душе нечто большее, чем просто дружеские чувства...
Право отличаться
Сейчас, когда российские власти хлебом не корми — дай поискать врага в каком-нибудь меньшинстве, выход такой «неудобной» картины в наш прокат вызывал сомнения, однако прокатчики показали себя здравомыслящими и свободными людьми. И хотя студии дубляжа еще предстоит научиться правильно употреблять некоторые термины, хочется верить, что зрители задумаются, когда на огромном экране наших кинотеатров развернется эта потрясающая история, заставляющая вспомнить строчки Вознесенского: «О Родина, была ты близорука, когда казнила лучших сыновей».
Норвежский режиссер Мортен Тильдум в своем англоязычном дебюте проявил недюжинное мастерство, сплавляя в одну историю три временных пласта. При этом яркий драматизм и мощный социальный подтекст не наносят ущерба зрелищности: момент расшифровки кода захватывает ничуть не меньше, чем знаменитое «I AM SHERLOCKED»! Кстати, о «Шерлоке». Казалось бы, сам Бог велел Камбербэтчу в роли фриковатого и хамоватого гения использовать наработки образа Холмса — но нет: при всем сходстве характеров перед нами совершенно другой человек, с другой речью, мимикой и пластикой — и даже, кажется, ниже ростом!
Но самое главное — на примере трагической истории человека, реально изменившего мир, но павшего жертвой средневековых предрассудков, картина встает на защиту права свободного человека отличаться от любого большинства. Пусть с опозданием, но Великобритания поняла и приняла это право. Хочется верить, что со временем это поймет и Россия.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"