Здорово и вечно /рецензия/
Россия, 2014
Документальный, 16+
78 мин. / 01:18
|
|
Режиссер:
Наталья Чумакова, Анна Цирлина
Сценарий:
Наталья Чумакова, Анна Цирлина
|
Нездорово о вечном
В 2008 году со смертью Егора Летова закончилась история легендарной панк-группы «Гражданская оборона», начавшаяся в далеком, пронизанном ветрами перемен 1985-м. И вот сейчас, накануне 30-летия «ГрОба», следом за документалкой «Еще», пустившей нас в личное пространство группы «АукцЫон», на экраны выпархивает вторая «ласточка» наконец-то осваиваемого отечественными кинематографистами жанра музыкально-документального кино — картина «Здорово и вечно».
Все идет по плану
В заглавие картины вынесено название самого бескомпромиссного, по словам Егора Летова, альбома группы, выпущенного в 1989 году. И фильм посвящен ранним, бунтарским и нонконформистским годам творчества сибирского музыканта, оставляя за кадром странное превращение в «рупор коммунофашизма», случившееся в середине 1990-х, и отказ от всех политических задвигов, официально сделанный в 2004 году.
Любительские записи ранних выступлений «ГО», способных вогнать в ужас, сочетаются с чинными современными интервью ныне здравствующих участников событий, среди которых Сергей Летов, старший брат Егора, а также Константин Рябинов, Игорь Жевтун и Олег Судаков (легендарные Кузя УО, Джефф и Манагер). Из этого калейдоскопа и рождается рассказ о том, как провинциальный мальчик Игорь стал Егором Летовым, создателем едва ли не единственной группы, игравшей настоящий русский панк.
Только вышло по-другому
Стоит отметить, что в России понятие «панк-рок» приобрело искаженный смысл. При всем уважении к творчеству «КиШей» и памяти Михаила Горшенева, необходимо осознать, что эти ребята взяли от панка лишь внешнюю сторону, но их песни — это мелодичный пост-панк с элементами, неодекаданса. А этот фильм возвращает нас к традициям истинного панк-рока, каковых всегда придерживался Егор, объясняя при этом, почему внешне Летов никогда не походил на панка, неизменно оставаясь все тем же «Христом в очках с пластинками под мышкой»...
Картина стала режиссерским дебютом Натальи Чумаковой, басистки последнего состава «ГрОба» и вдовы Егора Летова, созданным вместе с Анной Цирлиной. Авторы смогли найти уникальные архивные материалы и создать доверительную атмосферу для участия постаревших и остепенившихся панк-рокеров. Но все-таки рассказ вышел слишком неровный и невнятный, с явным перекосом в сторону нездоровых эскапад временно протрезвевшего для Съемок Кузи УО. Которые хоть и веселят зал, но заставляют задуматься о том, насколько тонка грань между расширением сознания и разжижением мозгов.
Впрочем, авторы сами признают, что это не документальный байопик, а «попытка поймать мятежный дух времени и людей, которые ломали это время под себя».
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"