Вий /рецензия/
UPI (Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия), 2014
Наше кино, 12+
145 мин. / 02:25
|
|
Режиссер:
Олег Степченко
Сценарий:
Олег Степченко, Александр Карпов, по Н. В. Гоголю
В ролях:
Джейсон Флеминг,
Андрей Смоляков,
Алексей Чадов,
Александр Яковлев,
Игорь Жижикин, Валерий Золотухин, Виктор Бычков, Алексей Петрухин, Олег Тактаров, Нина Русланова...
Официальный сайт фильма:
http://www.viymovie.com/
|
Лондон — Хортица,
или Приключения англичанина в Малороссии
Когда-то киносказка «Вий» была легендой советского кинохоррора — а в 1990-е вместе с фильмами «Кинг-Конг» и «Враг мой» плавно перекочевала на детские сеансы! Попытка вернуть сюжету Гоголя пугающий статус в виде фильма «Ведьма» провалилась с таким треском, что чертям в аду тошно было. Так что новая киноверсия ожидалась с большой опаской. И вот свершилось — готический хоррор Олега Степченко наконец-то вышел в прокат!
Продолжение старой сказки
Итак, отважный английский картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг), спасаясь от гнева папаши своей возлюбленной лорда Дадли (Чарльз Дэнс), отправляется в путешествие из Европы на восток. Чудо-карета заносит путника на хутор в окрестностях Хортицы, где Сотник (Юрий Цурило) горюет по погибшей дочке, прекрасной Панночке (Ольга Зайцева); где на скале возвышается заколоченная проклятая деревянная церковь; где немая девушка Настуся (Агния Дитковските) хранит тайну о трагических событиях годичной давности...
Под горилку казаки рассказывают гостю историю бурсака Хомы Брута (Алексей Петрухин), читавшего псалтырь над Панночкой, да и загинувшего от нечистой силы. И в ту же ночь Грину является орда демонов под предводительством самого Вия, обещающего оставить гостя в живых, если он спасет душу Панночки! Однако ученый уверен, что его просто опоили, а все чудеса имеют научное объяснение. Грина готовы поддержать кузнец Тарас, Сотник да его подопечный Петрусь (Алексей Чадов). Но изыскания картографа очень не нравятся местному священнику — отцу Паисию (Андрей Смоляков), имеющему огромное влияние на местных жителей. А за событиями на хуторе следит какое-то рогатое чудище...
Поднимите веки
В одной из ранних редакций повести Гоголя панночка перед смертью говорит отцу: «Пригласи Хому читать по мне три ночи, он знает, кто в овечьем...». Задумавшись над тем, что могла означать эта загадочная фраза, авторы сценария решили не делать ни ремейк, ни новую экранизацию повести, а вволю пофантазировать, сплавив легендарный сюжет с историей французского картографа Гийома Левассера де Боплана, который действительно составил карту от Трансильвании до Московии и описание Украины. Так что если вы считаете, что переписывать классику — грех, а книжки надо экранизировать слово в слово, то заклинаю именем самого Вия: не смотрите этот фильм!
Если же вы допускаете возможность свободной интерпретации, когда классический сюжет берется лишь за основу, то смело поднимайте веки: вас ждет захватывающий, изобретательный, одновременно страшный и смешной готический макабр! С безупречным визуальным рядом, где сюрреалистические ракурсы заставляют вспомнить полотна Дали, концентрация готики местами просто зашкаливает, дизайн креатур даст фору «Сайлент-Хиллу», а в кои-то веки замечательные 3D-эффекты не раз заставляют вздрогнуть! С уймой «приветов» классике — от «Сонной Лощины» и игры DOOM до «Формулы любви» и «Ночного дозора»! И с яркими актерскими работами — включая Нину Русланову (жена Явтуха) и колоритный дуэт Александра Яковлева (Оверко) и Игоря Жижикина (Дорош), одну из последних ролей Валерия Золотухина, который на сей раз вместо набивших оскомину проповедей неожиданно предстает в образе старого казака Явтуха, свято верящего в Бога, но не желающего быть послушным стадом.
И просто великолепен как-то внезапно помолодевший Андрей Смоляков в узнаваемом образе рыжего церковника, кликушествующего о душе и грехе, а на деле мнящего себя «новым пророком» и жаждущего только одного — власти! При этом фильм ничуть не оскорбляет чувства верующих, проводя четкую грань между лукавыми пастырями, использующими слово Божие как топор (эта метафора на сей раз воплощена буквально!), и истинной верой в милосердного Бога, который любит всех своих чад и рано или поздно воздаст лжепророкам по заслугам.
И при всем при этом, поднимая столь непростые темы, создатели картины не корчат серьезную мину, не забывая о самоиронии: фильм начинается с маленького крылатого демона, командующего: «Надеть 3D-очки... а то укушу!» — а заканчивается титрами, в которых можно разглядеть благодарность... привидениям какого-то там замка!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"