Солнечный удар /рецензия/
"Студия Тритэ" (Россия), 2014
Драма, наше кино 12+
175 мин. / 02:55
|
|
Режиссер:
Никита Михалков
Сценарий:
Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Адабашьян
В ролях:
Мартиньш Калита,
Виктория Соловьева,
Сергей Серов,
Алёна Спивак-Бычкова,
Наталья Суркова, Денис Васильев, Ксения Попович, Олег Граф, Вадим Головко, Андрей Попович...
Официальный сайт фильма:
N/A
|
Хруст французской булки
Про русских шутят: за что они ни возьмутся, все «калаш» выходит. Обобщение грубое, но касательно Никиты Михалкова кажется правдой. Обещал же, что после неудачной эпопеи «Утомленные солнцем 2» снимет скромное кино о любви по новелле Ивана Бунина «Солнечный удар». И снял: трехчасовую эпопею о России, которую мы потеряли...
Как так вышло?
Сложно представить, как можно было раздуть лаконичную литературную акварель про мимолетный роман молодого поручика и прекрасной незнакомки до проходного двора с десятками персонажей второго плана, но Никита Сергеевич справился мастерски. Добавив мотивы из «Окаянных дней» Бунина (об ужасах Гражданской войны), он превратил основное повествование в воспоминания белого офицера, ожидающего решения своей участи в большевистском плену.
Не без изящества монтируя сцены мирной жизни дореволюционной России со свинцовой реальностью лагеря для сдавшихся врангелевцев, он на чистой технике выдает одну сочную сцену за другой. Эти куски сделали бы честь любому кинематографисту в качестве чудесных этюдов, но в цельное полотно эта солянка из эпизодов и эпизодиков складываться категорически отказывается. А залпы лобовых метафор, жирных цитат из киноклассики и грубоватых солдафонских приколов успешно затмевают те моменты, где мэтр сработал тонко и деликатно: самодовольный жуир с удручающим постоянством побеждает в Михалкове художника.
Все было хорошо...
Кстати, нам обещают еще 5-часовую версию «Солнечного удара» — в формате сериала. Что уже попахивает абсурдом, поскольку даже киноверсию можно (и нужно!) было сократить вдвое. Церетелиевская тяга к монументальности в случае Михалкова приобрела совсем гротескный оборот: он не просто вставляет уйму лишних сцен, а еще и затягивает их до полной невыносимости, заставляя персонажей монотонно долбить одно и то же. Как бы красиво ни рисовал он любезную его сердцу лубочную царскую Россию, с каким бы искусством ни заставлял зрителя словно въяве прочувствовать «хруст французской булки», в картине столько воды, что островки сильных моментов в ней погружены в море отчаянной скуки.
Тем не менее, хоть «Солнечный удар» и рядом не стоит с шедеврами режиссера 30-40-летней давности, он очевидно лучше, чем пресловутое «великое кино о великой войне». Проблема лишь в том, что уважаемый автор думает, что он снял историю о «России, которую мы потеряли», а на самом деле у него получилась лента о России, которую потерял лично Михалков.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"