Сталинград /рецензия/
Арт Пикчерс, Нон-стоп Продакшн (Россия), 2013
Военная драма, 12+
135 мин. / 02:15
|
|
Режиссер:
Федор Бондарчук
Сценарий:
Илья Тилькин, Сергей Снежкин
В ролях:
Петр Федоров,
Томас Кречман,
Мария Смольникова,
Яна Студилина, Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук, Хайнер Лаутербах, Олег Тилькин...
Официальный сайт фильма:
http://stalingrad-film.ru/
|
Жизнь, смерть и судьба:
«Сталинград» Федора Бондарчука
Приходится признать: золотой век фильмов «про войну» закончился с Советским Союзом. Кинематографистов-фронтовиков почти не осталось, традиции патриотического кино утеряны в постперестроечном хаосе. Но попытки возродить жанр масштабных полотен на тему Великой Отечественной, к счастью, не прекращаются — и выходящий в прокат «Сталинград» Федора Бондарчука тому яркий пример...
Город-герой
Сценарий картины основан на нескольких главах из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», а также истории героической обороны Дома Павлова. По сюжету, несколько бойцов во главе с капитаном Громовым (Петр Федоров) закрепляются в доме, занимающем стратегически важную позицию, потому немцы под командованием гауптмана Кана (Томас Кречманн) раз за разом пытаются их оттуда выбить.
Положение обороняющихся осложняется тем, что в доме остались гражданские — в том числе 19-летняя Катя (Мария Смольникова), которую солдаты стараются уберечь от смерти. В свой черед, Кан пытается спасти русскую девушку Машу (Яна Студилина), в которую этого перегоревшего, но сохранившего остатки чести вояку угораздило влюбиться. Да только как же оградить дорогих тебе людей от гибели, когда на каждый квадратный метр сталинградской земли приходится несколько сотен пуль и осколков?..
Меж двух стульев
Получилось весьма символично. На заре карьеры Федор Сергеевич снялся в «Сталинграде» (1989) — и теперь сам выпускает одноименную ленту. Которая заметно отличается от старомодно сделанной эпопеи Юрия Озерова, разумеется, не слыхавшего ни о каком 3D и компьютерной графике. А Бондарчук-младший активно использует и то, и другое, добиваясь, с одной стороны, феноменального погружения зрителя в экранное действие, а с другой — отвлекая техническими фокусами от драматической сути происходящего в кадре.
Соответственно, результат спорный. С одной стороны, видно, что режиссер старается блюсти традиции, добиваясь от актеров (действительно хороших) и себя самого характерной гуманистической интонации советского кино. С другой, все его усилия заметно отдают «старыми песнями о главном», а визуальные решения тяготеют к помпезному китчу в духе полотен Ильи Глазунова. Иными словами, душа художника тяготеет к высокой драме жизнеутверждающего толка, а холодный нос — к батальному аттракциону с бдыщь-спецэффектами и рукопашной в пижонском рапиде.
Буря и натиск
Вряд ли «Сталинград» преуспеет на «Оскаре» — для того, чтобы соблазнить американских киноакадемиков, он слишком, хм... картинный, с частыми перегибами по части вкуса. Да, даже для них «Спасти рядового Райана» на фоне детища Бондарчука кажется исключительно сдержанным. У Федора Сергеевича если уж атака, то остервенение зашкаливает, если лирическая сцена — то до полного надрыва.
В целом, однако же, фильм получился достойный. Уж всяко лучше, чем последние утомленносолнечные фантазии Никиты Михалкова. Хотя «Сталинград» и проигрывает по глубине классическим шедеврам нашего кинематографа, являясь всего лишь развлекательным блокбастером, собравшим самые действенные клише военных драм, это шаг в верном направлении. Хотелось бы верить, не единственный.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"