Девушка и смерть /рецензия/ The Girl and Death
«Другое кино» (Россия, Нидерланды, Германия), 2012
Артхаус, ретро-драма, 16+
127 мин. / 02:07
|
|
Режиссер:
Йос Стеллинг
Сценарий:
Йос Стеллинг, Берт Райкеликхаузен
В ролях:
Сильвия Хукс,
Леонид Бичевин,
Сергей Маковецкий,
Рената Литвинова, Дитер Халлерворден, Анри Гарсен, Джим ван дер Вауде, Ева-Мария Курц, Светлана Светличная, Максим Ковалевский...
Официальный сайт фильма:
http://girlanddeath-film.ru/
|
Памяти певца декаданса
Умер режиссер Алексей Балабанов. В точности так, как показал в своем последнем фильме. Мы больше не увидим новых картин мастера — но его влияние можно ощутить даже в творчестве маститых фильммейкеров. В новой ретро-драме Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» можно увидеть не только цитаты из картин Балабанова и характерную атмосферу декаданса, но и сразу трех «балабановских» актеров.
Ускользающая красота
Итак, на излете жизни врач Николай (Сергей Маковецкий) приезжает на маленькую станцию в немецком захолустье, где когда-то пережил трагическую любовь. Где на кладбище затерян могильный камень с надписью «Элиза». Где медленно разрушается заброшенное здание захудалой гостиницы.
Много лет назад судьба занесла сюда юного Николая (Леонид Бичевин). Отправившись в Париж учиться медицине, он думал провести в этом отеле одну ночь. Но знакомство с содержанкой старого богатого Графа (Дитер Халлерворден) — Элизой (Сильвия Хуке), чья хрупкая красота увядает от болезни, — меняет всю жизнь Николая. Наперсницей влюбленных становится не первой свежести куртизанка Нина (Рената Литвинова)...
Без Бетховена
Эту банальную историю режиссер возводит до уровня искусства: вместо кипения страстей — щемящее осеннее настроение, вместо завывающих скрипок — нежное фортепиано, а вместо мелодрамы — декадентская притча о губительной силе любви. Выстраивая действие, режиссер уходит от банальных решений — например, не использует напрашивающуюся в саундтрек багатель Бетховена «К Элизе», а в эпизоде схватки за покерным столом не пытается переплюнуть карточную дуэль из фильма «Господин оформитель».
Безупречна игра актеров — от молчания Маковецкого в начале до соло Светланы Светличной в роли «старой Ренаты Литвиновой» в финале. Прекрасна сама Рената, не побоявшаяся ни возрастной роли, ни шрама на лице. Открытый Балабановым Леонид Бичевин не только обнаружил сходство с Маковецким, но и сумел перенять его аскетичную манеру игры. Не отстали и западные актеры, ухитрившиеся превратить в живых людей такие штампованные образы, как старый самодур и бедная красавица.
И так уж сложилось, что фильм классика европейского кино ныне смотрится как дань памяти и уважения режиссеру Алексею Балабанову — певцу декаданса, ушедшему за счастьем.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"