12 лет рабства /рецензия/ 12 Years a Slave
Fox Searchlight, Regency, Plan B (США, Великобритания), 2013
Историческая драма, биография 16+
133 мин. / 02:13
|
|
Режиссер:
Стив МакКуин
Сценарий:
Джон Ридли, по Соломону Нортапу
В ролях:
Чиветель Эджофор,
Дуайт Генри, Брэд Питт,
Майкл Фассбендер,
Бенедикт Камбербатч, Пол Дано, Сара Полсон, Гаррет Диллахант, Кувенжане Уоллис, Пол Джаматти, Таран Киллэм, Майкл Кеннет Уилльямс, Элфри Вудард, Скут МакНейри...
Официальный сайт фильма:
http://foxsearchlight.com/12yearsaslave
|
Преданный и проданный,
или Выдавливать из себя раба
Год назад казалось, что байопик Спилберга «Линкольн» и вестерн Тарантино «Джанго освобожденный» если не выжали тему рабства досуха, то как минимум закрыли ее для кинематографа на некоторое время. Но оказалось, что зрителя еще долго стоит учить по капле выдавливать из себя раба. И вот среди основных претендентов на нынешний «Оскар» критики называют новую биографическую драму Стива Маккуина «12 лет рабства», основанную на одноименной книге мемуаров Соломона Нортапа.
Мы не рабы
Итак, в 1841 году американские штаты только называются соединенными — на самом деле свободный Север и рабовладельческий Юг живут по разным законам. Чернокожий Соломон Нортап (Чиветель Эджиофор) родился свободным и живет в штате Нью-Йорк, где пользуется уважением как инженер и как скрипач. Но однажды жизнь Соломона круто меняется: вероломно преданный двумя мошенниками, он оказывается на невольничьем рынке в Новом Орлеане и лишается не только свободы, но даже своего имени. Теперь он — беглый раб Платт, собственность торгаша Фримана (Пол Джаматти).
Поначалу новоиспеченному Платту относительно везет — его покупает лесозаготовщик Форд (Бенедикт Камбербэтч), который относится к рабам гуманно, отдает должное инженерным талантам Соломона и даже дарит ему скрипку. Но конфликт с гадким плотником Тибитсом (Пол Дано) кладет конец идиллии: чтобы защитить Платта от линчевания, Форд вынужден продать его. Так Соломон оказывается во власти Эдвина Эппса (Майкл Фассбендер) — жестокого плантатора с замашками психопата, убежденного, что власть над рабами дарована ему Богом. Соломон покорно несет свой крест, стараясь хотя бы в душе оставаться самим собой и терпеливо ожидая возможности подать о себе весточку друзьям на Севере...
Рабы немы
Без эпичности Спилберга и постмодернизма Тарантино фильм рассказывает жестокую историю выживания, за довольно манипулятивным сюжетом которой проглядывает тема непростого нравственного выбора: допустимо ли влачить рабское существование ради выживания — или достойнее выбрать ту самую «пропасть для свободных людей»? И хотя режиссер в нелинейном повествовании и рваном, местами ощутимо провисающем темпоритме лишь задает неудобные вопросы, не давая ясных ответов, финальные титры о дальнейшей судьбе героя намекают на то, что после 12 лет рабства Соломон Нортап все-таки выбрал пропасть.
Несмотря на отдельные недостатки режиссуры и сценария, актерские работы просто великолепны. Самое сильное впечатление производят эпизоды, в которых плантатор Эппс оправдывает рабство, трактуя на свой лад Библию. Фарисейское лукавство набожного рабовладельца находит печальное отражение в нынешней России, где дорвавшиеся до власти религиозные фанатики точно так же оправдывают строчками «Суперкниги» свои клерикально-фашистские идеи. Размахивая священным писанием с лихостью отточенного топора, эти горе-проповедники изо всех сил стараются загнать нас с вами в очередное «светлое будущее», превратив свободных граждан в рабов мракобесия и невежества. Будем ли мы немы и покорны, как рабы на плантациях, или все-таки найдем в себе силы остаться свободными? Выбор пока еще за нами.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"