Орда /рецензия/
Вольга (Россия), 2012
Наше кино
125 мин.
|
|
Режиссер:
Андрей Прошкин
Сценарий:
Юрий Арабов
В ролях:
Максим Суханов,
Андрей Панин,
Виталий Хаев,
Александр Яценко, Петр Янданэ, Евгений Харитонов, Юрий Пронин, Роза Хайруллина, Виталий Гусев, Юнчен Жуань...
Официальный сайт фильма:
http://www.orda-film.ru/
|
Сила слабых
Ох, не зря проект «Святитель Алексий» был переименован на подступах к прокату в «Орду». Поскольку это оказался вовсе не парадный портрет православного подвижника, а притча о том, как смирение, цивилизованность и наличие морали берут верх над грубой, тупой и ничем не сдерживаемой силой.
В гостях у хана
В основе фильма лежит летописная история о том, как в 1357 году московский митрополит Алексий с помощью молитвы исцелил ханшу Тайдулу от слепоты. Чем отвратил ордынские власти от соблазна набегов на Русь и получил от благодарного хана Джанибека кое-какие преференции для Церкви.
Несмотря на то, что такой расклад подразумевает съемки помпезного панегирика в честь почитаемого иерарха, режиссер Андрей Прошкин мудро уклонился от подобной траектории. В его версии Алексий (Максим Суханов) вовсе не излечивает Тайдулу (Роза Хайруллина) торжественным крестным знамением и звучным воззванием к Богу — чудо герою приходится вымаливать в муках, испытывая сомнения в вере и терпя унижения от насмехающихся над ним кочевников. Вывод понятен: духовный подвиг как путь к подлинному величию дается непросто — и ведет через страдание. Соответственно, зрителю дают понять, почему, в итоге, пала могущественная Золотая Орда. Общество, в котором нет нравственного стержня, царит культ силы, процветают беззаконие, властолюбие и примитивный гедонизм — обречено на самоуничтожение. Намек на современную ситуацию, сложившуюся в нашем обществе? Делайте выводы сами.
Ордынская Роза?
Не везде элементы картины состыкованы гармонично: заметно, что это первый масштабный проект Прошкина. Есть затянутости и невнятности, а иллюстративность порой берет верх над сюжетным «мясом». Но несмотря на это, картина вполне удалась. И свои награды Московского кинофестиваля за режиссуру и женскую роль она заслужила. Особенно это справедливо по отношению к Хайруллиной, безупречно сыгравшей ханшу, у которой зреет понимание, что ее погрязшие в кровавых усобицах потомки ведут Орду к гибели.
Суханов тоже хорош, хотя в его игре все же проступают наработанные годами актерские клише. Лучшее же в фильме — потрясающая фактура. Реалии средневековой Руси и ханской столицы Сарай-Берке воссозданы просто превосходно и вызывают у зрителя стойкий «эффект присутствия». Так тщательно в нашем кино работает, пожалуй, только Алексей Герман-старший.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"