Артист /рецензия/ The Artist
Weinstein Company (Франция, Бельгия), 2011
Драма, комедия
96 мин.
|
|
Режиссер:
Мишель Хазанавичус
Сценарий:
Мишель Хазанавичус
В ролях:
Жан Дюжарден,
Беренис Бежо,
Джон Гудмен,
Джеймс Кромуэлл, Пенелопа Энн Миллер, Мисси Пайл, Бет Грант, Эд Лотер, Джоэль Мюррей, Битси Таллоч...
Официальный сайт фильма:
http://volgafilm.ru/film/artist/
|
Гордость и предубеждение
Мое знакомство с творчеством актера Жана Дюжардена началось с комедии «Брис Великолепный» (2005) — убийственного залпа концентрированной идиотии. После чего мне не хотелось видеть этого выдающегося человека больше никогда. Однако с тех пор с ним случилось чудо (или термин «эволюция» уместнее?). Теперь он всерьез претендует на «Оскар» с фильмом «Артист». И заслуженно.
Черное и белое
По сюжету картины звезда немого кино Джордж Валентайн случайно запускает голливудскую карьеру своей поклонницы Пеппи (Беренис Бежо). Но сам вскорости оказывается не у дел: в кино приходит звук, а он, демонстративно брезгающий новыми технологиями, все глубже погружается в пучину безвестности. Самолюбивый гордец, герой готов умереть с голоду, лишь бы не признавать своих ошибок. К счастью, Пеппи, чья карьера идет в гору, не забыла своего кумира и готова рискнуть многим, чтобы спасти того от самого себя...
Лента Мишеля Хазанавичуса — нежное признание в любви старому немому кино, стилизацией под которое и является. То есть будьте готовы к черно-белой «квадратной» картинке и отсутствию озвученных диалогов. Не спешите кривиться! — пускай «Артист» снят в духе немых мелодрам, начинка в нем современная. Режиссура, монтаж, музыка, темпоритм и компоновка кадра вполне модерновые: у фильма захватывающий нарратив, который эффективно затмевает старомодность «обертки» в глазах самого предубежденного зрителя.
Партия дуэта
Со своей пластикой беззаботного клоуна Дюжарден идеально подходит на роль. Ему действительно не нужны слова, дабы передать все эмоции страдающего от потери популярности актера, при этом (тонкий момент) он ничуть не пережимает. Его Джордж Валентайн позволяет себе гротескно комиковать, лишь играя на публику. В драматических же сценах в образе проступают нюансы, и мы видим за беспечностью и гордыней капризной звезды ранимость и профессионализм большого артиста.
Очень хороша и Бежо-Пеппи. Транслируя лишь необоримое очарование и жажду славы в самом начале, ее героиня со временем раскрывается как жертвенная натура, способная оценить настоящее искусство и поделиться успехом с тем, кто этого достоин — вопреки перемене зрительских симпатий.
Прочие слагаемые картины также на высоте — что прекрасно видно по пролившемуся на нее дождю кинопремий. И предчувствие говорит нам, что без «Оскаров» «Артист» тоже не останется. Чудесное кино.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"