Высоцкий. Спасибо, что живой /рецензия/
Дирекция Кино (Россия), 2011
Биографическая драма
128 мин.
|
|
Режиссер:
Петр Буслов
Сценарий:
Никита Высоцкий
В ролях:
Оксана Акиньшина,
Андрей Смоляков,
Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин, Владимир Меньшов, Сергей Безруков.
Официальный сайт фильма:
http://www.visotsky-film.ru/
|
Спасибо — как живой
Ни один российский фильм мы не ждали так истово, как густо обросший за пять лет продакшна слухами проект «Высоцкий. Спасибо, что живой». Главная интрига состояла, конечно, в том, кто же сыграл главную роль — Сергей Безруков, Владимир Вдовиченков или, может, Алексей Кравченко? А главный вопрос — в том, получится ли про народного героя кино, за которое не стыдно?
Репетиция смерти
Поскольку даже на последовавшей за премьерой для СМИ пресс-конференции авторы картины не пожелали назвать исполнителя роли Владимира Семеновича, оставим интригу нераскрытой и мы («Я лично с Виторганом играл», — с каменным лицом пошутил Иван Ургант). Хотя у внимательного зрителя есть неплохие шансы разгадать эту тайну при просмотре, но все же...
А вот по второму пункту скажем прямо: от сердца отлегло. Нет, шедевра у Петра Буслова не получилось — уж слишком велико было продюсерское давление, обрекшее режиссера на творческие компромиссы, однако результат все равно очень достойный. Создатели картины прошли по острой грани между сусальным байопиком для масс и честной драмой о противоречивой личности кумира миллионов, не свалившись по дороге в крайности. Артист, Которого Нельзя Называть — действительно поражающий в своем гриме сходством с прототипом, — играет уверенно и сильно, правда, несколько идеализируя своего персонажа и вызывая малоуместные библейские аналогии. Впрочем, сценарий ленты, основанный на реальной истории о том, как подсевший на иглу Высоцкий перенес на гастролях в Узбекистане клиническую смерть ровно за год до смерти настоящей, надо признаться, к размышлениям о божественном провидении располагает.
Объять необъятное
Прочие актеры играют тоже на уровне. Особенно Оксана Акиньшина в роли девушки Владимира Семеновича, Андрей Панин в образе приставленного к герою медика, а также — сюрприз! — режиссер Дмитрий Астрахан, изобразивдшй вороватого администратора филармонии, попавшего на крючок КГБ.
Бюджет фильма составил $12 млн («Ско-о-олько?!» — сипло изумился Ургант, разыграв сценку «жаба душит», когда продюсер сообщил сумму журналистам). И каждая копейка видна на экране: стилизация под СССР эпохи застоя выдержана от и до. Что касается режиссуры, то яркий почерк Буслова здесь не шибко чувствуется: острые углы вроде намечены, но сглажены — обычное дело для продюсерского проекта. И есть перебор с монтажными склейками, видимо, намекающий на то, что в будущем мы увидим расширенную телеверсию ленты, где авторам уже не придется так частить.
В любом случае, кино оправдывает большинство возложенных на него ожиданий и однозначно заслуживает просмотра. Вне связи с тем, каким лично вы его представляли: притчей о цене таланта, драмой о борьбе художника и «охранки» — или непарадным портретом легенды. «Высоцкий. Спасибо, что живой» содержит в себе и то, и другое, и третье. И если не дотягивает до шедевра, то не потому, что у авторов кишка тонка, а потому, что его герой — слишком масштабная личность для узких киношных рамок.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"