Черный лебедь /рецензия/ Black Swan
Fox Searchlight (США), 2010
Драма, триллер
108 мин.
|
|
Режиссер:
Даррен Аронофски
Сценарий:
Марк Хейман, Андрес Хайнц, Джон Дж. МакЛафлин
В ролях:
Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер, Бенжамен Миллепье, Ксения Соло, Кристина Анапау, Джанет Монтгомери, Себастьян Стэн, Тоби Хемингуэй, Серджо Торрадо, Кристофер Гартин .
Официальный сайт фильма:
http://www.lebed-film.ru/
|
Искусство требует жертв
До «Оскара» уже рукой подать, и в нашем прокате начинают появляться ленты, чьи шансы в борьбе за награды Американской киноакадемии наиболее высоки. И одним из первых вниманию российской публики предлагается психологический триллер Даррена Аронофски «Черный лебедь», выдвинутый в пяти номинациях — в том числе за лучший фильм.
Мы и до этого знали, что режиссер «Реквиема по мечте» и «Рестлера», мягко говоря, смышленый парень. А после знакомства с данной работой нам лишь остается констатировать: он практически в двух шагах от титула мастера. Учитывая, что ему на днях стукнуло всего сорок два, рост поразительный.
Танцы на тонком льду
Прелесть «Черного лебедя» в том, что это универсальная история, от которой можно получить громадное удовольствие людям с совершенно разными вкусами. Поклонники балета увидят в ней правдивую драму о закулисных интригах в мире классического танца. Фанаты триллеров получат канонический сюжет о прогрессирующем безумии на почве творческой конкуренции. Ценителей кино взросления ждет рассказ о том, как незрелое дитя мучительно превращается в самостоятельную личность. Для любителей мистики лента обернется готической сказкой про «темного» двойника, пытающегося подчинить себе «светлого». Наконец, люди с философским складом ума найдут здесь притчу о непомерной цене за тягу к совершенству — картина допускает множество толкований.
И все это богатство трактовок элегантно умещается в обманчиво простой истории балерины Нины (Натали Портман), наивной «маменькиной дочки», на которую вместе с главной ролью в «Лебедином озере» ложится сокрушительная ответственность. Жизнь весьма инфантильной героини резко обращается в руины из-за постоянного стресса, давления со стороны властного хореографа (Венсан Кассель) и невротичной матери (Барбара Херши), а также козней соперницы (Мила Кунис). Нина просто не готова к такому бремени — и оказывается на грани безумия, сполна познав, что же значит: «Искусство требует жертв». Но какую жертву, в итоге, придется ей принести?..
Темное преображение
Фильм снят мастерски, захватывает неимоверно. Портман сыграла лучшую роль в карьере и не на шутку пугает постепенным превращением своей героини из невинного ребенка в одержимую маньячку. Режиссер изобретательно нагнетает саспенс, сочетая ударные спецэффекты в сценах видений героини с более тонкими приемами (одежда Нины, например, по ходу дела приобретает все более темную окраску, символизируя метафорическую и психологическую трансформацию Нины из белого лебедя в черного, вокруг которой закручен сюжет). Великолепная работа.
Придраться, пожалуй, можно только к решению запечатлеть картину на ручную камеру (оператор Матье Либатик); для проекта с эстетскими визуальными наворотами оно не слишком подходит. Однако в целом «Черный лебедь» производит впечатление отлично продуманного и снятого кино, достойного «Оскара». Уж Портман точно заслужила эту награду — и мы будем очень удивлены, если она ее не получит!
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"