Аноним /рецензия/ Anonymous
Sony / Columbia (Германия, Великобритания), 2011
Драма
130 мин.
|
|
Режиссер:
Роланд Эммерих
Сценарий:
Джон Орлофф
В ролях:
Рис Иванс,
Ванесса Редгрейв, Себастьян Фернандес-Арместо, Рейф Сполл, Дэвид Тьюлис, Эдвард Хогг, Ксавьер Сэмюэл, Сэм Рейд, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Джоэли Ричардсон.
Официальный сайт фильма:
http://www.anonymous-movie.com/
|
Аноним:
Тайна Шекспира и «душа мира»
Шекспир, конечно, гений. Но он допустил непростительную для гения ошибку, не оставив веских доказательств того, что блестящий драматург и известный актер-ростовщик — одно и то же лицо. Из-за этого многие верят, будто под именем Барда творил кто-то другой. Фильм «Аноним» как раз основан на одной из популярных версий альтернативного авторства шекспировских пьес.
Не ждали...
Признаться, мы были удивлены, когда Роланд Эммерих, представляя пару лет назад в России свой фильм-катастрофу «2012», заявил, что его следующей лентой станет кино о том, кто на деле написал «Гамлета». Действительно, известный блокбастерами об эпических разрушениях постановщик никак не походил на парня, увлеченного загадками классической литературы.
А меж тем он, как оказалось, годами вынашивал идею «Анонима» по сценарию Джона Орлоффа, драматурга с русскими корнями. Но лишь обвальный успех «2012» помог нехарактерному для него проекту пойти в работу. Эммерих на сей раз обошелся без суперзвезд, что позволило снизить бюджет ленты до скромных $36 млн., и снял ее в родной Германии, где киношникам полагаются налоговые поблажки.
Не так все было!
Надо сказать, режим экономии не повредил зрелищности картины. «Аноним» радует роскошной картинкой с 350 спецэффектными планами и не обходится без любимого Роландом дестроя (сцена гибели в огне театра «Глобус»).
Сценарий, отстаивающий кандидатуру Эдварда де Вера, графа Оксфордского (Рис Иване), в качестве реального создателя главных литературных шедевров елизаветинской эпохи, искусно увязывает вымысел с историческими событиями — заговором Эссекса и династическими придворными интригами. При этом Орлофф смело разрушает реноме Елизаветы I как королевы-девственницы, рисует Шекспира (Рэйф Сполл) прожженным плутом, а якобы посвященного в тайну де Вера драматурга Бена Джонсона (Себастьян Арместо) — единственным, кто понимает значение его шедевров для эпохи. Ведь именно Бен ходит для автора гениальных текстов точное определен «душа мира».
Перо сильнее меча
Актеры — помимо названных отметим Джоэли Ричардсон, Ванессу Редгрейв, Ксавьера Сэмюела и Дэвида Тьюлиса — играют безупречно. Хотя сама история полна излишне мелодраматических поворотов сюжета в духе романов Дюма, это ее не портит. Ибо такой подход гармонирует со стилем и условностями пьес Шекспира. А где еще более уместны конспирологическне излишества, как не в кино о загадках прошлого? Критики, конечно, на Эммериха взъелись. И неправдоподобно у него все, и доказательства у него не той системы. И многие за частными придирками не увидели, что он снял лучшую (пока) картину в карьере. Которая не столько вербует сторонников красивой литературоведческой гипотезы, сколько отстаивает простую истину: перо сильнее меча, поэтому история — это, прежде всего, история культуры.
© Александр Чекулаев, "Петербургский телезритель"