127 часов /рецензия/ 127 Hours
Fox Searchlight (США), 2010
Триллер
93 мин.
|
|
Режиссер:
Дэнни Бойл
Сценарий:
Дэнни Бойл, Саймон Бофой, Арон Ральстон
В ролях:
Джеймс Франко, Кейт Мара, Амбер Тамблин, Шон Ботт, Колман Стингер, Трит Уилльямс, Джон Лоренс, Кейт Бартон, Клеманс Поэзи, Лиззи Каплан.
Официальный сайт фильма:
www.foxsearchlight.com/127hours/
|
Часы отчаяния
Полку «оскаровских» претендентов в нашем прокате прибыло — встречайте драму Дэнни Бойла «127 часов», в которой режиссер славит силу человеческого духа. Ну, после того, как сполна покажет меру человеческой же глупости. Благо одно другому не только не мешает, но и находится порой в полной гармонии.
Хотя должны признать: столь меткое наблюдение вряд ли найдет у киноакадемиков серьезный отклик. Одно дело награждать фильмы за социальную критику, иное — за антропологию. Оптимистичный американский зритель к таким потрясениям не готов.
В каменном плену
А вот готов ли российский зритель? Право, затрудняюсь сказать. В реальной истории спортсмена-экстремала Арона Рэлстона (Джеймс Франко), который, никого не предупредив, поехал лазать по каньону и попал в ловушку — его руку зажало камнем, — полно очевидных плюсов. Тут и отчаянные попытки персонажа вырваться из плена, и его борьба с жаждой и голодом, и горькие сожаления о том, что он никому не сказал, куда направляется, — и прочее драматургическое «мясо».
С другой стороны, камерность и затянутость пятидневного поединка с жестокой судьбой сильно ограничивает степень свободы постановщика. Это не «Погребенный», где герой Райана Рейнольдса выпутывается из схожей ситуации за каких-то полтора часа. Бойл, конечно, искусно маскирует изъяны сюжета флэшбэками, визуальными примочками оператора Энтони Дода Мэнтла, объемным прологом с участием красивых девушек (Кейт Мара и Эмбер Тэмблин), но он все-таки не волшебник. Увы и ах.
В чем сила, брат?
Когда доходит до Аронова героического поступка, который приносит парню долгожданную свободу дорогой ценой (намекнем, волки, попавшие в капкан, часто поступают так же), зрителю вряд ли удастся испытать катарсис или проникнуться симпатией к непутевому искателю острых ощущений. А значит, режиссер хоть и сделал нам круто, красиво и духоподъемно, однако цели не достиг.
Да, Франко хорош в роли экстремала без царя в голове, оператор творит чудеса эквилибристики, а Бойл неистощим на всякие монтажные кунштюки. Заскучать при просмотре будет сложно. Проблема в том, что отсутствие сопереживания, чего греха таить, образцово глупому протагонисту делает всю затею сомнительной. Даже если признать за авторами фильма осознанное намерение донести до публики пока не затертую мысль о том, что дураки просто вынуждены для выживания демонстрировать силу духа, поскольку силой разума пользоваться они брезгуют.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"