Воображариум доктора Парнаса /рецензия/ The Imaginarium of Doctor Parnassus
Lionsgate (Канада, Франция, Великобритания), 2009
Фэнтези, сюр
122 мин.
|
|
Режиссер:
Терри Гиллиам
Сценарий:
Терри Гиллиам, Чарльз МакКоуэн
В ролях:
Хит Леджер,
Джонни Депп, Джуд Лоу, Колин Фаррелл,
Эндрю Гарфилд, Кристофер Пламмер, Ричард Ридделл, Кэти Лайонс, Ричард Шанкс, Лили Коул.
Официальный сайт фильма:
http://www.sonyclassics.com/t...
|
Воображариум доктора Парнаса:
Последняя шутка Джокера
Смерть Хита Леджера, как известно, поставила проект Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса» на грань коллапса. Актер успел сняться лишь в половине сцен и, казалось, фильм закроют. Кабы не изобретательность режиссера, лихо перекроившего сценарий, и бескорыстная помощь пришедших доиграть главную роль Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла, так бы и вышло.
Однако хэппи-энд все равно оказался смазан. Сюрреалистический «Воображариум» оказался крепким орешком для публики, ввергнув даже привыкших четко считывать смысловые слои критиков в грех туманных трактовок.
Валентина в Зазеркалье
На самом простом уровне фильм отрекомендовывается фантастической притчей в духе «Фауста». Доктор Парнас (Кристофер Пламмер) заключил с неким мистером Ником (Том Уэйтс), в коем легко угадывается Сатана, сделку и обрел бессмертие. За это ему, как положено, суждено заплатить высокую цену: в день совершеннолетия дочь героя, Валентина (модель Лили Коул), станет собственностью Ника.
В попытках обмануть судьбу Парнас решает довериться пройдохе по имени Тони (Хит Леджер), примкнувшему к его труппе; доктор владеет аттракционом, в ходе которого зрители сквозь волшебное зеркало попадают в воображаемые миры. К тому же ловкач Тони нравится Валентине, и Парнас верит, что тот спасет девушку, найдя способ обойти жесткие рамки сделки. Но можно ли до конца верить прощелыге, который явно что-то скрывает о своем прошлом?..
Тихий подрыв мозга
Богатый визуальный ряд ленты, уверенная игра актеров и безграничная фантазия режиссера позволят получить от фильма удовольствие даже тем, кому совсем не близок формат сюрной притчи. Тем не менее, мы бы поостереглись безоглядно советовать «Воображариум» поклонникам «Темного Рыцаря». Эстетика и философия арт-эксперимента Гиллиама резко перпендикулярна жестоким проказам Джокера. Картина сложнее для восприятия из-за умышленно оставленных постановщиком смысловых лакун, которые предлагается заполнить самому клиенту.
Кто-то увидит в фильме именно что нового «Фауста». А кому-то это покажется историей о том, что жизнь есть сложный баланс между реальностью и воображением. Или изящным парадоксом о мошеннической природе искусства. Картина легко меняет личины, как и герой Леджера, оборачивающийся то Деппом, то Лоу, то Фарреллом. Какую маску увидите вы — зависит только от вас.
© Елена Чекулаева, "Петербургский телезритель"