Кочегар /рецензия/
CTB (Россия), 2010
Драма
87 мин.
|
|
Режиссер:
Алексей Балабанов
Сценарий:
Алексей Балабанов
В ролях:
Михаил Скрябин,
Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Павлють, Алина Политова, Варвара Белокурова, Вячеслав Тельнов, Петр Семак.
Официальный сайт фильма:
http://www.kochegar-film.ru/
|
Про уродов и детей
Обидно, когда любимый режиссер снимает плохой фильм. Но зато — есть возможность доказать скептикам, что хорошее отношение к фильммейкеру не искажает мое восприятие его творений. Речь о новой криминальной драме Алексея Балабанова «Кочегар».
Гори-гори ясно...
Итак, заснеженное постсоветское безвременье. Днем и ночью его греет котельная, где кочегаром работает якут Иван Скрябин (в этой роли — актер Михаил Скрябин, подаривший герою свою фамилию). Майор в отставке, герой двух войн, после тяжелой контузии превратившийся в чудака, который знает, что «плохих людей много», но не перестает верить людям. Взрослой дочке Саше (Аида Тумутова), тянущей из него деньги. Бандиту Сержанту (Александр Мосин), утверждающему, что те несчастные, чьи трупы он привозит сжигать, плохие люди. Верит и себе — в то, что сам сочиняет рассказ из жизни якутов... Надолго ли хватит его веры в людей?
Несчастливое число
На постере фильма с орфографической ошибкой значится: «13-ый фильм Алексея Балабанова». «Чертова дюжина» сыграла свою роль. Скрябин органичен как кошка — но на его фоне только ярче недостатки. Красота тела Аиды Тумутовой слепит глаза, но не разум, в котором возникает вечный вопрос: какое отношение ее голая задница имеет к сюжету? Две девочки, приходящие смотреть на огонь, играют так отвратительно, что «Сестры» отдыхают! Хотя эпизод, в котором две «гостьи из будущего» смотрят, как в телевизор, в топку, где горят трупы, — гениален! Хорош и проезд Кочегара на трамвае, но странно и неуместно звучит в нем «Истерика» «Агаты Кристи» — лучше бы подошла «Последняя охота» «Калинова моста»... Единственным достойным партнером Скрябина стал Петр Семак — но вот реакция его героя на то, что маленькая дочка дружит со взрослым мужиком явно не в себе, неестественно спокойна. Другие эпизоды тоже вызывают массу вопросов, среди которых главный — о чем фильм-то? О том, что доброму сердцу человека нет места в мире уродов? Не слишком ли банально? Карикатурная финальная «экранизация» рассказа Кочегара, видимо, должна что-то прояснять — однако не проясняет.
Сходить в кино и оценить игру Скрябина и красоту Аиды, наверное, стоит. Но не забудьте потом пересмотреть потрясающий «Морфiй»!
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"