Игла Remix /рецензия/
Paradise (Россия), 2010
Драма
87 мин.
|
|
Режиссер:
Рашид Нугманов
Сценарий:
Александр Баранов, Бахыт Килибаев, Рашид Нугманов
В ролях:
Виктор Цой,
Александр Баширов, Петр Мамонов, Марина Смирнова, Геннадий Люй, Архимед Искаков, Георгий Гурьянов, Дмитрий Мишенин, Светлана Zombierella.
Официальный сайт фильма:
http://www.iglaremix.ru/
|
Цой жив!
или Жизнь идет, и что-то из нее
Однажды утром он вышел из дома и направился в кино, чтобы в полном зале посмотреть модный фильм «Игла». И фильм ему не понравился. Нет, он любил группу «Кино», и то, как герой вышел из песни и ушел в песню, он оценил. Но осталось стойкое ощущение: в фильме определенно много лишнего, а чего-то важного, наоборот, не хватает! Это было много лет назад... А сегодня утром он снова вышел из дома. И снова направился в кино. И в совершенно пустом зале посмотрел фильм «Игла: Remix». И фильм ему понравился! Почему? Да потому что тогда, 20 лет назад, я был прав, черт побери: в фильме действительно чего-то не хватало!
Киноремикс?
Итак, Виктору Цою удалось повторить подвиг своего кумира Брюса Ли — сыграть главную роль в фильме через много лет после своей смерти. Некоторое время назад стало известно, что авангардный режиссер Рашид Нугманов — тот, что двадцать с лишним лет назад снял мгновенно ставший хитом фильм «Игла» с Виктором Цоем в главной роли, — работает над неким проектом под названием «Игла: Remix». И в народе начались непонятки. Это что — римейк? Сиквел? Или, может быть, приквел?.. Что ж, теперь мы можем расставить все по своим местам. Режиссер, конечно, человек творческий, и никто не может ему запретить «метать понты» и утверждать, что он, дескать, создал первый киноремикс... Но на самом деле фильм «Игла: Remix» представляет собой то, что, вообще-то, давно известно и имеет конкретное название — режиссерская версия. Перед нами все та же история парня по кличке Моро (Виктор Цой), который возвращается в родной город Алма-Ату, чтобы получить должок с уголовника Спартака (Александр Баширов), встречается со своей бывшей девушкой Диной (Марина Смирнова) и, пытаясь спасти ее от наркотиков, сталкивается с тайным главарем наркомафии хирургом Артуром Юсуповичем (Петр Мамонов)... Но теперь она рассказана так, как изначально хотел режиссер.
Сказать о том, что дальше...
Первую версию «Иглы» хорошо характеризуют слова Петра Мамонова, сказанные в старой телепередаче: «Жизнь идет, и что-то из нее». Фильм весь такой же — невнятный, недосказанный, из которого убрали что-то важное, а взамен напихали типа многозначительных кадров, чтобы дотянуть хронометраж. Кому-то это нравится. Мне — нет. Потому что там, где они видят творческий замысел, я вижу швы, шитые белыми нитками. Когда-то та же фигня была с фильмом «Леон»: посмотрев прокатную версию, я понял, что там явно чего-то не хватает! Посмотрев режиссерскую, убедился, что был прав.
Вот и сейчас создатели режиссерской версии пришли не только «сказать нам о том, что дальше», но и дать наконец ответы на вопросы, мучившие меня после просмотра «Иглы». Сколько и за что задолжал Спартак Моро? Почему вообще его зовут Спартак, а не, скажем, Динамо? Как именно Дина «подсела на иглу»? И кто, черт побери, был тот мужик на дрезине посреди пустыни?! Ответы — в новой версии фильма.
Дежавю — они вернулись...
Александр Баширов и Петр Мамонов, которым фильм «Игла» когда-то открыл дорогу в большое кино, вернулись, чтобы явить нам новые грани своих героев. Причем Баширов выглядит в кадре так, как будто и не было этих 20-ти лет! А вот, мягко говоря, очень изменившийся с тех пор Мамонов смотрится, конечно, странновато... Но в общем стилистическом решении даже этот явный диссонанс глаз не режет. Спешу успокоить напуганных слухами: никакого 3D-двойника Цоя в фильме нет! И никакого дублера тоже: в роли Моро — только Виктор Цой. А неснятые эпизоды с участием Моро либо представляют собой рисованные комиксы, либо виртуозно смонтированы из кадров более раннего фильма Нугманова — «Йя-хха!» И смотрится все это как единое повествование, с обретением ясности не утратившее ни увлекательности сюжета, ни глубины смысла. И реально щемит в груди при появлении на экране Роберта Цоя, отца Виктора, — в роли отца Моро, который вместе с младшей дочкой ждет и надеется, что сын вернется домой...
Чего я так и не догнал — почему же в зале не было этих многочисленных верных фанатов Цоя, которые орошают пьяными слезами и без того сырую землю на Богословском кладбище и вопят дурными голосами «Виктор с нами!» на различных памятных мероприятиях в модных клубах?! Пару раз забредши на эти полугламурные тусовки, я имел возможность убедиться: Виктора там нет. А вот здесь, в темном пустом кинозале, неожиданно действительно возникло то уже забытое настроение творчества группы «Кино» из моей юности. А на экране был Цой. Живой.
© Эрик М. Кауфман, "Петербургский телезритель"