Фильм «Санта-Клаус»:
25 лет на рождественской вахте
Как говорится, в жизни всякого мужчины есть три периода: в первом он верит в Деда Мороза, во втором — не верит в Деда Мороза, в третьем он сам Дед Мороз. Эту истину прекрасно отражает рождественская комедия «Сайта-Клаус», вышедшая четверть века тому назад и ставшая изрядным хитом...
Замещая Санту
Изначальный концепт фильма родился в 1989 году, когда два комика — Лео Бенвенути и Стив Рудник — придумали гэг: случайно грохнувший Санту мужик должен сам стать Сантой. Из этого гэга вырос сценарий под названием «Что за шум?», который вышел сырым, но имел потенциал, и его оценили на студии Walt Disney, как раз искавшей свежую идею для семейной новогодней ленты.

Четыре года творение Лео и Стива переписывалось, пока не достигло нужной кондиции, и наконец под названием «Canma-Клаус» пошло в продакшн. Продюсеры рассчитывали, что главную роль Скотта Кэлвина, вынужденного в Рождество заменить травмированного им Санту, исполнит Билл Мюррей. Но тот, памятуя о разочаровавших его съемках в «Новой рождественской сказке» (1988), отказался. Множество звезд первой величины — от Арнольда Шварценеггера и Харрисона Форда до Тома Хэнкса и Мела Гибсона — были готовы занять вакансию, вот только на студии хотели нанять кого-нибудь подешевле.
Идеальным кандидатом оказался Тим Аллен. Он уже был весьма популярным благодаря хитовому ситкому «Большой ремонт», стартовавшему в эфире в 1991 году. Однако в кино актер пока мог похвастаться всего одной эпизодической ролью, поэтому крутой гонорар требовать бы не стал. Ради Тима диснеевцы даже закрыли глаза на собственный принцип не нанимать людей с криминальным прошлым. А тот в молодости отсидел два года за продажу наркотиков.
Летняя зима
Чтобы успеть выкатить готовый фильм к Рождеству 1994 года, команда киношников во главе с режиссером Джоном Паскуином вкалывала как проклятая — и совсем не в зимний сезон. Съемки проходили с 26 апреля по 9 июля 1994-го, и занятые на них артисты, разгуливающие в кадре в теплой одежде, страдали от значительного перегрева.

Особенно досталось Аллену, запакованному в шубу Санты и специальный костюм с утолщающими накладками. У него крыша ехала от изнуряющей жары, и он всю дорогу пребывал в раздражительном настроении. Стресс актер сбрасывал с помощью громкой нецензурной ругани, после чего каждый раз извинялся, поскольку на площадке присутствовали дети, а студия тщательно пеклась о своем имидже.
Настоящего снега, понятно, на площадке не было: его изображала, в зависимости от конкретной сцены, то измельченная бумага, то картофельный крахмал, а то и толченый мрамор.
Хотя действие картины разворачивается в Чикаго, снимали ее в канадском Торонто — по соображениям экономии бюджета. На студии Walt Disney опасались, что жанр рождественских комедий переживает упадок, поэтому выделили на проект скромные для праздничной феерии $22 млн, страхуясь от возможного провала. По этой же причине постановщиком наняли малоизвестного Паскуина, допрежь делавшего одни сериалы, хотя на сей пост метили матерые и дорогие режиссеры Стивен Спилберг, Рои Ховард и Айвен Райтман. Паскуин, к слову, не горел желанием возглавить проект, ибо хотел заниматься драмами, но его уговорила жена, которая прочла сценарий и заявила, что фильм станет классикой семейного кино.
Даешь трилогию!
Благодаря ударному труду кинематографистов «Санта-Клаус» был завершен в указанные сроки и вышел к зимним праздникам, как и планировалось. Эксперты рассчитывали примерно на $60 млн домашних сборов, но, к их приятному удивлению, аудитория встретила ленту куда теплее, чем ожидалось. Домашняя касса комедии достигла $144 млн, а мировая — $189 млн.
На фоне такого триумфа студия сразу задумалась о сиквеле. Да только Аллен, поссорившийся на съемках с режиссером (дело чуть не дошло до драки) и измотанный самим процессом, вовсе не рвался закреплять свалившийся на него успех. Он предпочел продолжить работу в ситкоме «Большой ремонт», благополучно дотянувшем до 1999 года, и изволил дать добро на «Санта-Клауса 2» только в 2002 году, когда его карьера стала давать сбои. Сиквел тоже пользовался популярностью, однако собрал поменьше — $173 млн. Этого хватило, чтобы запустить «Санта-Клауса 3» (2006), взявшего $111 млн. На чем франшиза пока заглохла. Навсегда ли?
25.12.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|