«Носферату, симфония ужаса»:
вампирской киноклассике — 100 лет
Это был не первый вампирский фильм в истории, но первый в своем роде, признанный шедевром. Именно «Носферату», премьера которого прошла 100 лет назад, 16 февраля 1922 года, стал первопроходцем, проложившим путь на экраны бесчисленным полчищам киношных кровососов...
«Пиратская» копия
Вообще-то режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау хотел снять именно «Дракулу», но вдова Брэма Стокера отказалась продать права каким-то немцам. Поэтому постановщик, недолго думая, обошелся без разрешения славной дамы. Он просто переименовал персонажей книги, перенес действие из Англии конца XIX века в Германию 1838 года и косметически изменил некоторые сюжетные моменты.

Забегая вперед, скажем: мадам Стокер такие уловки не обманули. Она добилась судебного запрета на показ ленты и вердикта об уничтожении всех копий «Носферату». К счастью для нас, сохранилось достаточное число пленок, чтобы Картина пережила юридическую войну. В 1995 году из разных версий фильма была собрана мастер-копия, наиболее близкая авторскому замыслу Мурйау. Этот вариант считается теперь каноническим.
Главной удачей режиссера является, конечно, выбор актера на роль главного злодея, графа Орлока. Макс Шрек замечательно справился с гротескным образом аристократа-вампира. Для пущего эффекта его герой даже не моргает в кадре, создавая иллюзию того, что он не человек, а нежить. Существует легенда, что Орлока сыграл известный артист Альфред Абель, скрывшийся под псевдонимом. Тем не менее, это выдумка, просто о Максе Шреке сохранилось мало информации, из-за чего стали возможны подобные спекуляции в среде фанатов фильма.
Сумрачный немецкий гений
Съемки фильма «Носферату, симфония ужаса» прошли с июля по октябрь 1921 года. В качестве немецкого города Висборг, откуда во владения Орлока отправляется молодой стряпчий Томас Хуттер (Густаф фон Вангенхайм), в кадре фигурирует реальный Висмар. Трансильванию изображает северная Словакия, горы на экране — Татры, река — Ваг, приток Дуная. В качестве замка графа-вампира использован Оравский Град, живописно венчающий 112-метровую скалу. Надо заметить, в картине много натурных сцен, что весьма необычно для тех лет.

Новатор Мурнау придумал для своей ленты необычный трюк: в сцене, где инфернальный экипаж мчит Хуттера в замок злодея, ночной лес виден в негативе (белые деревья), но повозка и лошади остаются черными. В действительности весь эпизод снят в негативе, просто карету и коней задрапировали белой материей. Дешево, зато эффектно!
Также постановщик впервые упомянул о том, что солнечный свет смертелен для вампиров. Книжный Дракула вполне мог передвигаться днем, хотя это и ослабляло его. Но после «Носферату» кинематографисты за считанные годы сделали гибельность солнца для кровососов железобетонным штампом.
Еще одна находка Мурнау: он был убежден, что повествование должно подчиняться внутреннему ритму и восприниматься зрителем как музыкально-поэтическое произведение. Оттого выверял все сцены по метроному, требуя от оператора Фрица Арно Вагнера крутить ручку аппарата в соответствии с заданным темпом.
Выход князя Волкова
Долгое время считалось, что в фильм вошел весь отснятый материал — у киношников отсутствовал резерв пленки на лишние кадры. И все же ряд моментов вырезали на стадии монтажа. Так, Рут Ландшорфф, сыгравшая одну из жертв Орлока, вспоминала о съемках эпизода, где она убегает от графа на пляже. Этот фрагмент был удален и ныне считается утерянным.
Первый показ «Носферату» состоялся в конце зимы 1921 г. на кинофестивале «The Hague» в Нидерландах. Но прокат фильма начался позже — в марте 1922-го. Любопытно, что в некоторых странах (например, в Швеции) фильм был запрещен к показу как слишком страшный. Проблемы с правами помешали Мурнау и Ко заработать на своем детище: студия Prana Film, под эгидой которой вышло кино, заявила о банкротстве вскоре после премьеры картины.
Забавно, но у картины, слывшей «пиратской» версией «Дракулы», тоже есть «пиратская» версия! В 1930-м появилась звуковая лента «Двенадцатый час: Ночь ужасов» — перемонтированный в Австрии оригинал Мурнау. В него были добавлены новые кадры, снятые Гюнтером Крампфом, а персонажей в очередной раз переименовали (граф Орлок, например, стал князем Волковым). Какая ирония судьбы!
17.02.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|