Кинопремии в тени «Оскара»:
«Сезар» и «Независимый дух»
Конечно, «Оскар» на сей день — важнейшая из кинонаград. Но не им единым исчерпывается премиальный ландшафт. Так, перед самым вручением наград Американской киноакадемии прошли еще несколько важных церемоний вручения престижных кинотрофеев...
Гендерный вопрос
28 февраля в Париже в 39-й раз раздавали «Сезары» — главные кинематографические призы Франции. И поскольку наследники галлов нынче слывут в Европе основными поборниками сексуального либерализма, вердикт киноакадемиков сложно считать таким уж большим сюрпризом. А именно: наибольшее количество статуэток — пять — досталось комедии «Я, снова я и мама» о проблемах тендерной самоидентификации. Лента получила награды за лучшие фильм (Гийом Гальен), лучший первый фильм (опять Гальен), актера (неизменно — Гальен), адаптированный сценарий (догадайтесь, кто) и монтаж (не угадали: Валери Дезинь).
В некотором роде это все же стало сенсацией, поскольку фаворитом по части кино про нетрадиционные наклонности считалась триумфально прошедшая в Каннах лесби-драма «Жизнь Адель», но она победила лишь в номинации «Самая многообещающая новая актриса» (Адель Экзаркопулос).
Более одного трофея сумели заполучить еще лишь два фильма: экранизация классической повести Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас» о благородном мстителе-разбойнике XVI века — и комедия «9 месяцев строгого режима» про эгоцентричную женщину-судью, ненароком забеременевшую от вора. Первая картина взяла «Сезары» за лучшие музыку (Мартин Уилер) и звук, вторая — за лучшие актрису (Сандрин Киберлен) и оригинальный сценарий (Альбер Дюпонтель).
Все про то же
Девиации в области чувственного определяли повестку дня на «Сезаре»-2014 самым явным образом. Так, Роману Полански, два года назад уже забравшему премию за лучшую режиссуру (за фильм «Призрак»), удалось повторить этот трюк — уже за драму «Венера в мехах», под необычным углом предлагающую взглянуть на тему мазохизма как отражение специфической формы эгоизма мужчины, претендующего на роль творца.
Лучшего актера второго плана (Нильс Ареструп) французские киноакадемики нашли в политической сатире «Набережная Орсе» об интригах во властных кругах, лучшую актрису второго плана (Адель Энель) — в драме «Сюзанн» на тему любви к недостойному человеку, разрушающей жизнь титульной героини. Самым же многообещающим новым актером стал Пьер Деладоншам, сыгравший главную роль в гей-драме «Незнакомец у озера».
Что еще? За лучшие костюмы «Сезар» достался байопику «Ренуар. Последняя любовь» о знаменитом художнике-импрессионисте. Лучшие декорации нашлись в романтической фантазии Мишеля Гондри «Пена дней» (по одноименному роману Бориса Виана). А лучшим оператором киноакадемики сочли Томаса Хардмейера, поработавшего на приключенческой феерии Жан-Пьера Жене «Невероятное путешествие мистера Спивета».
Зеркало для «Оскара»
Что касается врученной 1 марта в 29-й раз американской премии «Независимый дух» (IFA), всегда считавшейся антитезой «Оскару», на сей раз сильно дистанцироваться от «старшего брата» не вышло. Все вердикты по лучшим актерам в главных и второстепенных ролях (Мэттью МакКонахи, Джаред Лето, Кейт Бланшетт, Лупита Нионго) четко совпали с решением киноакадемиков.
То же самое случилось с премиями за лучшие фильм и сценарий — они также, как и соответствующие «Оскары», достались антирасистской драме «12 лет рабства». Впрочем, данный фильм заработал на «Независимом духе» существенную прибавку: призы за режиссуру (Стив МакКуин) и операторскую работу (Шон Боббитт).
Черно-белая драма «Небраска» об отношениях пожилого отца и его любящего сына, не преуспевшая на «Оскаре», утешилась премией IFA за лучший дебютный сценарий (Боб Нельсон), а награда за лучший дебютный фильм ушла еще одной антирасистской драме «Станция Фрутвейл».
Очередным совпадением с мнением киноакадемиков стал трофей за лучший документальный проект: его заработала лента «В двадцати футах от того, чтобы стать звездой» — о бэк-вокалистах монстров рока. Лучшей же иностранной картиной была признана французская «Жизнь Адель».
Особо отметим незаслуженно прошедшую «ниже радаров» драму «Мад», удостоенную спецпремии Роберта Олтмана. В этой драме описывается взросление мальчика на фоне его необычной дружбы с харизматичным преступником (Мэттью МакКонахи).
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 10.03.14
|