Бочонок скепсиса по «Интерстеллару»
Вот говорят, фильм безумно научный, физик Кип Торн ковырялся в формулах, спецэффекты рисовали не от балды и так далее. Ну, чего только не скажешь ради маркетинга...
Прежде всего, фильм фантастический и построен на целой пачке допущений и гипотез.
Утверждается, что герой попал в пятое измерение. Это уже не научное утверждение. Дело в том, что мы не знаем, в скольки измерениях живем. Не знаем, существуют ли другие измерения, отличные от нашего трехмерного пространства-времени. Не знаем даже, есть ли время вообще. Субъективно-то оно, конечно, есть, и даже течёт по-разному, а вот физически его никак не ощутить.
И, кстати, почему именно пятое измерение? Вот тут, скорее всего, навязываются обывательские грабли — велико желание сделать время четвертым измерением, а героя запихнуть в пятое (и в фильме это даже где-то звучит). Ну, уж такой тип, как Торн, должен понимать, что время не является измерением. Побоялись, что фермер Джон и домохозяйка Мэри не поймут, зачем нужно перескакивать такую сладкую координату?
С этими измерениями вообще беда. Есть такая модная теория струн, и в ней всё прекрасно (если вы относитесь к тому 0,5 человека в мире, кто ее понимает), только вот все ее доказательства строятся на том, что существуют другие измерения. А их, как назло, нет. Обнаружили пока только на бумаге.
Есть вялое предположение, что другие измерения существуют, но они очень маленькие, в пределах кусочка атома. А что происходит внутри атома, мы тоже знаем лишь умозрительно. Атом ведь никак не увидеть, можно лишь прощупать сканирующим микроскопом, но картинка будет вгонять в тоску — какое-то размытое дрожащее облако. Поэтому ЦЕРНе эти атомы (а точнее их части) разгоняют и сталкивают. Есть такая хорошая аналогия: с крыши дома сбрасывается рояль, а физики по звуку пытаются определить, какую музыку на этом рояле играли.
С черными дырами тоже не всё просто. Они тоже есть только на бумаге. Уверенно есть, потому что они должны быть, только вот что это за хрень, никто не знает. Все эти сингулярности, горизонты событий — всего лишь эвфемизмы к выражению «мы не знаем».
Ну, а червоточины или «кротовые норы» — это уже из области чистой фантастики. И при этом очень оптимистичной. Оптимизм здесь отгружается вёдрами, уж очень хочется забить болт на скорость света и путешествовать по галактикам куда угодно. Можно, конечно, предположить, что где-то эти червоточины есть, но ведь не факт, что они представляют из себя некие комфортабельные порталы, и велик риск превратить путешественника в горку атомов на другом конце провода. К тому же, не факт, что червоточины могут работать в двух направлениях. Логика как раз подсказывает, что назад пути не будет.
Пичалька, да? Ну, что ж поделать, мир жесток, а космос так вообще враждебен человеку. Кстати, та же мысль высказывается и в самом фильме: «Летаем в какой-то алюминиевой банке...»
Я не хочу сказать, что фильм плох и лженаучен. В конце концов, это просто кино. И кино на редкость хорошее. Иногда ведь так хочется помечтать... А потом ты выходишь из зала в осеннюю слякоть, топчешь пожухлые трехмерные листья и понимаешь, что надо с этой трехмерной хернёй что-то делать. В мире столько звезд, столько галактик, а ты всего лишь клоп, у которого нет даже алюминиевой банки.