Tramvision

Приколы-маразмы => Байки и истории из жизни => Тема начата: Почта сайта от 25 Ноябрь 2012, 14:38:17

Название: Корабельные словечки
Отправлено: Почта сайта от 25 Ноябрь 2012, 14:38:17
Совсем недавно ввязался в очередную филологическую битву бордюра с поребриком и вспомнил, что сам-то я по образованию корабел, то бишь должен помалкивать. Всем известен морской сленг, но у моряков немного другая специфика. А вот о сленге корабелов известно мало, в основном потому, что сидят они в вечно закрытых КБ и на людях появляются редко.
Не сказал бы, что корабелы относятся к своему сленгу столь трепетно, как моряки или авиаторы, но и в этом ремесле есть свои термины и понятия.

1. Проблема с членами

Общая проблема для всех математиков — нехватка букв для обозначения членов уравнений. Ну, всем не раз приходилось слышать названия страшных животных «пипополам», «куснулём», «пизвёздочка», «лямбдаштрих», «дзетасточкой» и т.п. Такие перлы периодически выскакивают у каждого спеца и зависят от настроения.

Как только учебный процесс доходит до уравнений качки, нехватка букв становится настоящей катастрофой. В ход идут даже такие редкие буквы, как «кси», «дзета» и «эпсилон» (не вздумайте говорить «ипсилон» — это для лохов).

А ведь эти буквы еще сложно нарисовать, причем сделать это быстро, на автопилоте. Вот я, например, букву «кси» рисовал как штопор, нужно было сделать так, чтобы она отличалась от «дзеты», которая в рукописном варианте на нее очень похожа и всегда маячит где-то рядом!

Буква «каппа» в расчетах никогда не пишется как «к», поскольку «к» — это просто «к». Она пишется как «икс», только с двумя кругляшками по диагонали (интересно, а греки хоть в курсе?).

Помимо букв есть еще одна проблема — сами члены. В ходе доказательств какой-нибудь кусок уравнения может неоднократно летать туда-сюда, дробиться на части и т.д. Как называть такие куски, никто не знает, поэтому их просто называют «членами». Можно, конечно, поупражняться в изысканной словесности, применяя такие синонимы, как «часть», «результат», «радикал», «выражение», но корабелы как обычно технари, сложных путей не ищут. Вот и получается, что стоит кто-нибудь у доски и тараторит: «Этот член вставим сюда, а тот член обрежем по сигму с точкой, и наш старый член будет убывать». Ну, любому, кто изучал вышку, эта пляска с членами знакома.

2. КомплЕксные числа

Еще одна чисто общеобразовательная фишка — называть кОмплексные числа комплЕксными. Какой-то филолог даже внес ее в свою статью об особенностях питерской речи, дескать, в Питере принято говорить «комплЕксные», а в Москве — «кОмплексные».

Не знаю, может, в Питере и есть вузы, в которых требуют произносить именно так, но в корабелке при изучении ТФКП царил полный либерализм. Но мы произносили «комплЕксные» — только для того, чтобы попижонить, подчеркнуть свою принадлежность к белой расе математиков. На самом деле, эти комплексные числа в кораблестроении — дело десятое, разве что в электротехе могут потребоваться, на приборах (весь электротех — это комплексные числа). А прибористы, кстати, как раз говорили «кОмплексные» и считали нас отсталыми старообрядцами. Такая вот нестыковочка.

3. Нос справа

О том, что у корабелов нос справа, я уже говорил. Фраза приписывается академику Крылову, если кто не в курсе. Из-за этого «носа справа» почти у всех советских кораблей крейсерская корма, то есть скругленная. На всех лекциях постоянно приходилось рисовать схему судна, и рисунок начинался «из жопы», которую нужно было пересечь с ватерлинией так, чтобы она хоть немного отличалась от носа, а это и есть крейсерский обвод. Многие проектанты так к этому привыкали, что забывали, что помимо крейсерской существует еще и транцевая, и обыкновенная корма с подзором.

На Западе, кстати, это правило не настолько железное. Мне приходилось видеть буржуйские теоретические чертежи, где нос был слева. Дикари-с...

4. Рыбины

Научить рисовать теоретический чертеж судна можно кого угодно, а вот отметить на нем батоксы (не путать с ботоксом) и рыбины — это уже посложнее. Рыбинами называются сечения в местах наибольшей кривизны корпуса.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/251112-0.gif)

На чертеже катера изображены две рыбины Д1 и Д2. Всё. Вы теперь знаете, что рыбины — это не только то, что едят, но еще и чертят. И кстати, у катера как раз та самая крейсерская корма, о которой шла речь чуть выше.

5. Плавучесть

Это слово всегда меня веселило, поскольку перекликалось с чем-то типа «ползучести» или «летучести». Невероятно, но факт: в старых учебниках писали «пловучесть», через «о», как в словах «плов» или «пловец».

Естественно, в кораблестроении это термин, с которыми связаны такие важные фишки, как «запас плавучести», «грузовая марка» и «гипотеза прямобортности».

6. Намокание

Я сейчас уже точно не помню, что означает этот термин из гидродинамики. Слово введено вынуждено, чтобы не возникала путаница со «смачиванием». Смачивание и намокание — синонимы только у гуманитариев.

ИМХО, под намоканием подразумевается действительное намокание, когда вода попадает на корпус, а под смачиваемостью или смачиванием понимается какая-то жуть из теории пограничного слоя.

Есть еще такие веселые термины, как «заливаемость» и «забрызгивание» — и они тоже не синонимы.

7. Диптанк

Помню одну девушку, которая в конспектах писала «диктант» вместо этого слова. Ну, слышалось ей так.
Диптанк — это просто глубокая цистерна (deep tank), в которой может содержаться вода для балласта или топливо. А какой «диктант» у твоего танкера?

8. Бульб и полособульб

Что меня всегда забавляло в судовых терминах — так это соседство холеных иностранных слов с какой-то «деревенщиной». Господа из СНГ, рано радуетесь! Слово «бульб» хоть и означает «луковица», но пришло в кораблестроение из французского (bulbe).

Бульб (именно бульб, а не бульба или бульбочка) — это такой выступ в носу:

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/251112-0.jpg)

Он обычно скрыт под водой, но при разгрузке появляется. Делается такая штука для повышения скорости крупногабаритных судов. Бульб вспарывает воду, снижая трение и рыскание (дрифт в горизонтальной плоскости).

Полособульб — это прокатный профиль, известный как «судовой уголок».

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/251112-1.jpg)

Бывают симметричные, похожие на рельс, но обычно сварные корпуса собираются из таких, как на фото.

9. Угол паники

Кто катается на пассажирских судах? Правильно, люди. А люди, как известно, психи. Для разных категорий людей критические для психики углы наклона палубы различны. Неподготовленный человек начинает паниковать при углах крена 12-16 градусов (на схеме крен 12 градусов).

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/251112-2.jpg)

Конечно же, больше всего людей пугает бортовая качка. Им кажется, что корабль опрокинется. Не стоит волноваться, ребята. Если корабль не тонет и не подорван вражеской бомбой, он не перевернется и при углах свыше 60 градусов.

10. Реверс

Вы, наверное, смотрели «Морской бой», где один умник умудрился совершить полицейский разворот на линкоре, затормозив якорем. Увы, в управляемости реальных судов все намного прозаичнее, хотя такой прием, как торможение якорями может использоваться на небольших скоростях. Гораздо чаще используется реверс или активное торможение.

У крупнотоннажных судов всего две проблемы: как разогнать такую махину и как ее потом остановить. Ну, с разгоном вроде бы всё ясно, а вот с торможением всякий раз приходится чесать репу. Тормозной путь у супертанкеров составляет десятки километров и, конечно же, зависит от морского волнения, которому как-то по барабану на линейность и предсказуемость. Поэтому часто прибегают к экстренному торможению, врубая винты назад. Выгода ощутимая: 30 км тормозного пути можно сократить до 7 или 10. Маневрировать при этом никак нельзя, нагрузки на корпус окажутся настолько высокими, что он треснет.

11. ПрОгиб и пЕрегиб

Да, кстати, о корпусах. У непосвященного человека при виде любого корабля складывается впечатление, что он прочный и несгибаемый. Куда ж ему гнуться, он ведь железный! Так то оно так, но именно поэтому и гнется во всех направлениях. Естественно, при длине 100 метров, например, прОгиб и пЕрегиб от 5 до 20 см невозможно почувствовать, все равно будет казаться, что это килевая качка, но если замерить деформацию датчиками, можно начинать паниковать :).

За расчеты прочности корпуса судна отвечает такая важная научная дисциплина, как СМК — строймех или строительная механика корабля. По сути это тот же сопромат, только для взрослых. Главный жизненный принцип СМК такой же, как у сопромата: всё рано или поздно сломается, поэтому надо проектировать конструкцию так, чтобы она ломалась или теряла устойчивость максимально медленно и заметно. Несмотря на многократно завышенные требования к прочности, корпуса всё же раскалываются. Что особенно примечательно, часто раскалываются, когда садятся на мель, как этот трупик:

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/251112-3.jpg)

Корабли — они как крупные киты. Если крупного кита выбрасывает на берег, он ломается под тяжестью собственного веса и взрывается (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2_%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0) (прочность кита рассчитывается с учетом постоянного водоизмещения, а на воздухе нет распределенной нагрузки от воды). В стальном корпусе корабля взрываться нечему, поэтому он просто ломается. Контейнеровоз на фото попал в ситуацию, когда на мель сели нос и корма, то есть судно превратилось в балку на двух опорах и треснуло под прогибом от собственной тяжести.

12. Присасывание

А вы знаете, что корабли притягиваются друг к другу? Особенно маленькие к большим. Такое притяжение не имеет ничего общего с гравитацией и в гидродинамике называется присасыванием.

Между двумя близко идущими судами возникает сложная система волн и поток воды со специфическим распределением зон повышенного и пониженного давления. Более мелкое судно при этом уже не спасти, оно становится неуправляемым. Ситуация хорошо знакома водителям катеров.

Из исторических столкновений такого рода самое известное — присасывание крейсера «Хоук» к лайнеру «Олимпик», в результате которого никто не пострадал, но «Хоук» лишился носа.

13. Подвижка груза

Помнится, что-то подобное проскакивало у нас в веселых картинках.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/251112-4.jpg)

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_51LsgWthHs# (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_51LsgWthHs#)!

Так вот эта оказия называется подвижкой груза, когда плохо закрепленный груз начинает гулять по палубе и падать за борт.

14. Обрастание

С этим термином нет ничего сложного. Обрастание корпуса — оно и в Африке обрастание. Просто хочу сказать, что в Африке и прилегающих к ней теплых морях обрастание — настоящий бич судоходных компаний. Ну, на сколько килограмм на квадратный метр может обрастать корпус всякими водорослями и ракушками? Для северных широт цифра еще вменяемая, 5 кг на метр в квадрате. А для южных морей — вы не поверите! — до 100 кг на квадратный метр в год!

В Средние века, когда существовал такой вид наказания, как протягивание под килем, провинившиеся матросы умирали не столько от нехватки воздуха, сколько от потери крови. Корпуса обрастали ракушками, которые и распарывали тело жертвы.

Нынешние металлические корпуса хоть и не самый подходящий вариант для жилья всяких там рачков-паучков, но тоже обрастают по самое не балуйся. По сути каждый корабль — это огромный мусорный бак, таскающий с собой тонны тины и ракушек. Когда таскать становится невмоготу, такой корабль ставят в док и счищают все это дело отбойными молотками, ибо там образуется целая экосистема со своими горами и ландшафтом.


За сим раскланяюсь. Буду рад, если окажется, что пополнил ваш словарный багаж новыми словечками.
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: sergei от 25 Ноябрь 2012, 16:48:23
 Блин! Вспомнилось лето 2011, я менял тогда эндорсмент к диплому, сидел и долбил теорию, блин!

 У нас, правда, не "прогиб" и "перегиб" ( sagging и hogging), а проседание и выгиб, практически используется только в форме "under keel clearance" которую заполняют на вход-выход из порта, проход узкостей, плавании на мелководьи и т.п. Когда был вторым помощником считал на калькуляторе для всех скоростей и осадок такую табличку, фигня в общем

 "У крупнотоннажных судов всего две проблемы: как разогнать такую махину и как ее потом остановить. Ну, с разгоном вроде бы всё ясно, а вот с торможением всякий раз приходится чесать репу. Тормозной путь у супертанкеров составляет десятки километров и, конечно же, зависит от морского волнения, которому как-то по барабану на линейность и предсказуемость. Поэтому часто прибегают к экстренному торможению, врубая винты назад. Выгода ощутимая: 30 км тормозного пути можно сократить до 7 или 10. Маневрировать при этом никак нельзя, нагрузки на корпус окажутся настолько высокими, что он треснет."

 Практически : на переходе судно идёт с си-спид, до которой разогнались после выхода, так и идём. По договорённости с дедом (ст. механиком) можно её немного снизить (нпример в штормовых условиях) или увеличить, но это редко. С мостика просто так, по своему желанию, скорость изменить нельзя, да никому и в голову не прийдёт, кроме может действительно, емёрдженси стопа, но я ни то что не сталкивался, даже не слышал про случаи его использования. Также, в общем, избегаем больших перекладок руля (лимит для авторулевого как правило ставим 12-15 градусов, а если приходится делать что-то на ручном, хорошая практика сказать матросу типа "Выходим на ххх, докладывать каждые (допустим) 10 , максимальная перекладка - 10 градусов" ну тут много чего.... Человеческий, блять, фактор:)  ), возрастают нагрузки на ГД, у маслов выходят сигнализации, дед орёт мастеру что " штурмана пидарасы" и "где их только учат"..... На самом деле обесточиться можно, а оно нам не надо :) . Ессно, если "ситуация", то ложим на это. Но перекладок "на борт" на полном ходу я тоже что-то не припомню.      Но это всё касается морского хода. На подходе к порту (или як-й стоянке) и выходе из него, ну и в нек-х других ситуация, када может понадобиться манёвр не только курсом но и скоростью, судно идёт в маневренном режиме, управление на мостике, дёргай ручку телеграфа туда-сюда сколько влезет :) Для перехода на маневренный механики как правило просят около часа.                 Ну ладно, шо-то я зап-ся, всех нюансов всё равно не перечислишь, да оно и никому не интересно. А, да !  Я ж про маневрирование как средство торможения ! При постановке на якорь, когда скорость уже и так маленькая, например узлов 6-7, и машина ессно на маневренном,  большие перекладки руля "право на борт", " лево на борт" довольно эффективно замедляют пароход.

 Ну в общем как-то так....... Хотел ещё про присасывание написать, но надоело набирать (а если честно, тут Петросян по телеку начинается, боюсь пропустить и жалеть об этом оставшиеся дни :)  )
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: Почта сайта от 25 Ноябрь 2012, 17:11:53
Ах да, еще насчет писасывания.
Этим летом на Неве катер столкнулся с сухогрузом именно из-за этой хрени. Вообще, с камикадзе (водителями катеров) такое случается часто. То к берегу присосет, то к ложу дна.  :)
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: Lazy Crazy от 25 Ноябрь 2012, 19:53:40
«пизвёздочка»
В сочетании с «членами» самая популярная терминология не только у корабелов...
рыскание (дрифт в горизонтальной плоскости).
Неподготовленный человек начинает паниковать при углах крена 12-16 градусов (на схеме крен 12 градусов).
Рысканье, крен... До авиационной терминологии только тангажа не хватает. Или у корабелов он тоже в ходу?
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: Почта сайта от 25 Ноябрь 2012, 20:27:20
Цитировать
До авиационной терминологии только тангажа не хватает. Или у корабелов он тоже в ходу?

Нет, вместо тангажа у нас дифферент, в остальном все как в аэромеханике, только среда стохастикой описывается
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: AlexCrazy от 26 Ноябрь 2012, 08:38:19
автор чуть увлёкся :) у украинцев бульба картошка, а не луковица (которая цыбуля)
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: Почта сайта от 26 Ноябрь 2012, 08:56:21
автор чуть увлёкся :) у украинцев бульба картошка, а не луковица (которая цыбуля)
Да, согласен, меня Тарас Бульба сбил с толку :)
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: sergei от 26 Ноябрь 2012, 17:34:20
автор чуть увлёкся :) у украинцев бульба картошка, а не луковица (которая цыбуля)
Слышите вы, увлекающиеся, у украинцев картошка это картопля, а бульба это у Лукашенко и, кстати, это не Генриховы альма-матеры у летунов терминологию пиздили, а наоборот по идее

 Про "угол паники" я честно говоря впервые здесь услышал, непонятно какой в нём смысл. У "пассажиров" самое близкое по значениям что вспоминается угол статического крена от скопления пассажиров на верхней палубе у одного борта не должен быть больше половины угла заливания или угла входа палубы в воду , по-любому не больше 10 градусов. Или 3/4 если речь идёт и совместном действии кренящих моментов от собравшихся пассажиров и установившейся циркуляции, тогда не больше 12 градусов. Вроде так. М-мда, ещё, угод заката диаграммы стат. остойчивости, когда восстанавлиывающий момент =0 (т.е. судно теряет остойчивость) должен быть не меньшен 60 град.

 Вообще "пассажиры" это отдельная песня. "Белый пароход - чёрная жизнь" и всё такое. Ну это я так, от зависти, на них никогда не работал, но наслышан )))) У нас, на всяких там тренажёрах, заостряют, блять, наше внимание шоб с "пассажирами" поаккуратней, они дескать "не могут" резко отвернуть. Т.е. конечно могут, но всячески этого избегают, сам обращал внимание как заранее и  с каким запасом "пассажиры" начинают с тобой расходиться. Ну там дело в том, что если он резко положит на борт и какая-нибудь престарелая туристка ёбнется с дивана, то заебёт же потом компанию с исками. Как пример приводили случай када во время Войны то ли подбили какой-то американский пароход, "транспорт" кажется, то ли шо, не помню, в общем погибло много людей, но лет через 50 какой-то матрос "оттудова" выкатил иск на дохуя денег к МВФ, мол он там сериозно наебнулся, а последствия - вот они! До сих пор жить мешают.  Ну хули делать, капиталистический мир, волчьи законы )))))))
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: Почта сайта от 26 Ноябрь 2012, 17:55:01
Цитировать
бульба это у Лукашенко

А тогда Тарас Бульба - кто? Он что, не при делах? Белорусом был? :)
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: sergei от 26 Ноябрь 2012, 18:15:51
 Да при Гоголе ваще границы другие были, а там вроде действо разворачиваецца ещё раньше ? Не помню... Я не очень хорошо историю Украины знаю, а гуглить ломает.... Но щас вроде стопудово у нас "картопля"
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: Lazy Crazy от 27 Ноябрь 2012, 10:25:43
и, кстати, это не Генриховы альма-матеры у летунов терминологию пиздили, а наоборот по идее
Да кто бы спорил. Только ещё угол атаки добавили, сперев у артиллеристов… (http://www.kolobok.us/smiles/icq/wink.gif)
Название: Re: Корабельные словечки
Отправлено: Почта сайта от 29 Ноябрь 2012, 01:43:50
(http://cs263.userapi.com/u3967616/21619165/x_b9ee1548.jpg)