Жизнь замечательных людей:
итоги Венецианского кинофестиваля

Закончил работу юбилейный, 80-й Венецианский кинофестиваль. В отличие от конкурсной программы 2022 года, полной картин про меньшинства, на сей раз перевес был на стороне работ общегуманитарного толка — более дружелюбных к массовому зрителю, нежели обычный для таких смотров артхаус...
Предсказанная победа
Надо сказать, фаворит нынешнего кинофорума оформился еще на подступах к мероприятию. Так что никто особо и не удивился, когда эта лента взяла главный приз. Жюри, возглавляемое американским режиссером Дэмьеном Шазеллом («Вавилон», «Ла-ла Ленд»), отдало «Золотого льва» за лучший фильм сюрной фантазии для взрослых «Бедные-несчастные» грека Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо и Марком Руффало — причудливой истории воскрешенной безумным ученым женщины, мозг которой был заменен на мозг ребенка.
Гран-при жюри и «Серебряный лев» достались драме японца Рюсуке Хамагути «Зла не существует». Сюжет ее вращается вокруг жителей деревни, вблизи которой затевается возведение туристического объекта. В принципе, это сулит местным увеличение прибылей, но вскоре обнаруживается, что стройка навредит водоснабжению округи, из-за чего разгорается конфликт.
Награда за лучшую режиссуру досталась драме итальянца Маттео Гарроне «Я — капитан». В ней описывается полное препятствий и опасностей путешествие двух сенегальцев в Европу за лучшей жизнью. Примечательно, что премьера картины о проблемах мигрантов ознаменовалась скандалом, вполне соответствовавшим ее содержанию: директору по кастингу, марокканцу Анри-Дидье Нджикаму, не дали визу из-за подозрений, что он захочет нелегально остаться в Италии.
Больше мигрантов
Еще одну важную премию, «Спецприз жюри» вручили драме «Зеленая кайма» польской постановщицы Агнешки Холланд, которая также подняла тему мигрантов. Речь идет о гуманитарном кризисе на границе Польши и Беларуси. Героями выступают семья сирийских беженцев и одинокая учительница английского языка из Афганистана, застрявшие на рубеже Евросоюза.
Трофеем за лучший сценарий обзавелись чилийцы Гильермо Кальдерон и Пабло Ларраин, привезшие в Венецию черно-белую сатирическую комедию «Граф», где языком магического реализма рассказывается альтернативная история жизни Аугусто Пиночета — будто бы тот был 250-летним вампиром и именно в силу этого факта стал безжалостным диктатором.
Что касается актерских призов, то Кубок Вольпи за лучшую женскую роль завоевала 26-летняя американка Кейли Спейни, блестяще сыгравшая жену Элвиса Пресли в байопике «Присцилла» от Софии Копполы.
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль тоже дали американцу — Питеру Сарсгаарду. Он снялся в драме Мишеля Франко «Память» в роли мужчины с расстройством психики, пытающегося вопреки своему недугу наладить отношения с женщиной (Джессика Честейн), у которой хватает своих тараканов в голове.
Кроме того, Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру достался Сейду Сарру за дебютную роль в фильме «Я — капитан».
Полная «феличита»
Победителем в программе «Горизонты» стала драма венгра Габора Рейша «Объяснение всему». В ней повествуется о старшекласснике, который готовится к выпускным экзаменам, но его рабочий настрой подтачивает любовное увлечение Янкой, доселе воспринимавшейся им только как лучшая подруга.
В программе «Экстра» викторию одержала драма «Феличита» итальянки Микаэлы Рамаццотти — история дисфункциональной семьи, где родители тиранят своих детей, ограничивая их свободу. Другой значимой наградой «Лев будущего» была отмечена драма «Любовь — это пистолет» дебютировавшего в режиссуре тайваньского актера Ли Хунчи. В ней говорится о судьбе вышедшего из тюрьмы парня, отчаянно старающегося зачистить все следы своего криминального прошлого.
Премией ФИПРЕССИ наградили две ленты. Во-первых, уже упоминавшуюся «Зла не существует». А во-вторых, драму Алена Паррони «Бесконечное воскресенье» о трех молодых людях, пытающихся найти свое место в мире.
Наконец, почетные награды Венецианского фестиваля за вклад в кинематограф получили гонконгский актер Тони Люн Чу Вай («Любовное настроение», «Двойная рокировка», «Чунгкингский экспресс») и итальянский режиссер Лилиана Кавани («Галилео Галилей», «Ночной портье», «Франциск»).
20.09.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|