Венеция-2014:
Итоги кинофестиваля
6 сентября завершил работу старейший международный кинофестиваль мира — Венецианский, чье жюри в этом году возглавил маститый кинокомпозитор, лауреат «Золотого глобуса» Александр Депла. И вот какие фильмы и кинематографисты были удостоены наград 71-й по счету Мостры...
Птица мира
Главным бенефициаром форума стал классик шведского кино Рой Андерссон, фестивальными трофеями до сей поры обидно не избалованный. «Золотого льва» за лучший фильм получила его экзистенциальная драма «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», в философски-трагикомической форме исследующая феномен человеческой жизни в диапазоне «от великого до смешного». Это заключительная часть условной трилогии, в которую также вошли «Песни со второго этажа» (2000) и «Ты, живущий» (2007).
Вторую по ранжиру премию фестиваля — Гран-при — взял документальный проект американца Джошуа Оппенгеймера «Взгляд тишины», поднимающий тему забытого геноцида в Индонезии 60-х годов, когда были убиты полмиллиона граждан страны, исповедовавших прокоммунистические взгляды.
Любопытно, что это не первая работа Оппенгеймера на данную тему. Его предыдущий неигровой проект «Акт убийства» (2012) также исследовал геноцид в Индонезии и был удостоен множества престижных наград.
Русский след
Наконец, самый приятный пункт для всех, кому, несмотря на засилье безвкусного киношлака, все еще дороги российские фильмы. Андрей Кончаловский заработал приз за лучшую режиссуру с деревенской драмой «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Уникальность картины в том, что она выстроена вокруг будней реального почтальона Тряпицына, играющего самого себя. При этом лента не является документальной, ибо скомпонована по принципам игрового проекта.
Заметим, что не так давно постановщик сетовал на отсутствие интереса со стороны отечественных прокатчиков к его творению и подумывал о том, чтобы показывать его в интернете. Надеемся, после «Серебряного льва» дистрибьюторы пересмотрят свое отношение к фильму и найдут для него место в прокатной сетке.
Что касается «Кубков Вольпи» за лучшие актерские работы, то их заслужили звезды одной ленты. Это американец Адам Драйвер и итальянка Альба Рорвахер, снявшиеся в драме Саверио Костанзо «Голодные сердца». Они сыграли супругов, чья любовь подвергается испытанию после рождения ребенка, к чему оба героя, как оказалось, были совсем не готовы.
Сказка за сказкой
Награда за сценарий ушла к иранцам Рахшану Бани Этемаду и Фариду Мостафави за фильм «Сказки» — многофигурную драму о проблемах современного иранского общества через призму историй любви.
Особый актерский трофей имени Марчелло Мастроянни, вручаемый перспективным молодым лицедеям, достался французу Ромену Полю за его кинодебют «Последний удар молотка» о юноше, открывающем для себя вдохновляющую силу оперной музыки. Специальный приз жюри отдали турецкой драме «Сивас» про дружбу парнишки из депрессивной деревни и бойцового пса, которого он спас от смерти.
Особого упоминания заслуживает индийская драма «Суд», описывающая страсти вокруг заседания суда, на котором решается вопрос о том, кто спровоцировал на самоубийство рабочего сантехнических сооружений — и главным подозреваемым неожиданно становится стареющий певец. Это кино победило в секции «Горизонты» как лучший фильм и как лучший дебют, получив «Льва завтрашнего дня».
О лузерах
Там, где есть победители, есть и проигравшие. Без трофеев осталось множество громких и достойных проектов. К примеру, фильм открытия «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту с Майклом Китоном в образе вышедшего в тираж стареющего актера, в молодые годы прославившегося ролью знаменитого супергероя.
Не заинтересовала жюри и криминальная драма Дэвида Гордона Грина «Мэнглхорн» про пожилого бандита (Аль Пачино), вынужденного делать выбор между любовью и своей преступной карьерой.
За бортом оказался и байопик Абеля Феррары «Пазолини» о последних днях великого итальянского режиссера, которого с изрядным семидесятническим шиком сыграл Уиллем Дэфо.
Выбыл из гонки за призами и фильм именитого немецкого турка Фатиха Акина «Шрам» — драма о геноциде армян. А ведь появление такой картины само по себе тянет на сенсацию, учитывая этнический бэкграунд постановщика. Наверное, индонезийский геноцид показался жюри более актуальной темой.
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 19.09.14
|