Фавориты «повестки»:
Итоги Венецианского кинофестиваля

10 сентября 2022 года завершился 79-й Венецианский кинофестиваль. Его программа на сей раз была полна «повесточных» лент, описывающих проблемы секс-меньшинств. Жюри предпочло в массе своей наградить фильмы с более универсальной тематикой, но жертвы идолу толерантности все же принесло...
Радужные воины
Количество конкурсантов из ареала ЛГБТК+ было велико. Тут и драма американского итальянца Андреа Паллаоро «Моника» про трансгендера (Трейс Лисетт), трогательно ухаживающего за умирающей матушкой, и
кино американца Даррена Аронофски «Кит» о страдающем ожирением гее (Брендан Фрэйзер), который после смерти партнера мучается еще и от депрессии, и детище Итальянца Джанни Амелио «Повелитель муравьев» — байопик про поэта Альдо Брайбанти (1922-2014), попавшего в тюрьму и сумасшедший дом за гомосексуализм, и драма еще одного итальянца Эмануэле Криалезе «Необъятность» с Пенелопой Крус, повесть о семье, в которой 12-летняя дочь решила, что она — мальчик.
Все эти шедевры политкорректности остались без значимых призов. Однако главный трофей — «Золотого льва» за лучший фильм — получил проект с явным «радужным» уклоном. Речь идет о единственной документальной картине в конкурсе «Вся красота и кровопролитие» американки Лоры Пойтрас. Она рассказывает о жизни и свершениях бисексуалки Нэн Голдин, ЛГБТ-фотографа, вступившей в войну с гигантом Фарминдустрии, подсадившим широкие слои населения на синтетические опиаты. Заметим, прошлый раз, когда неигровое кино взяло высшую награду Мостры, случился в 2013 году. Тогда триумфатором смотра стала «Священная римская кольцевая» Франческо Рози, хроника жизни неухоженных окраин Рима.
Съешь ближнего
Гран-при жюри достался более традиционной драме Элис Диоп «Сент-Омер» (Франция), сюжет которой вращается вокруг писательницы (Кайе Кагаме), освещающей суд над женщиной, обвиненной в убийстве ребенка.
Ну а «Серебряным львом» за лучшую режиссуру отметили самый, наверное, скандальный фильм фестиваля. Это роуд-муви «Целиком и полностью» (Италия/США) Луки Гуаданьино. В нем молодые герои (Тейлор Расселл и Тимоти Шаламе) романтично колесят по стране и... едят людей! Понятно, что каннибализм тут метафора отношения граждан друг к другу в обществе потребления и перезревшего капитализма, но все же это как-то чересчур... К слову, Тейлор Расселл еще заработала премию Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса.
«Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль завоевал шикарный Колин Фаррелл, сыгравший в трагикомедии ирландца Мартина Мак Доны «Банши Инишерина» парня, от которого по довольно абсурдной причине отрекается его лучший друг, что вызывает непредсказуемые последствия. Аналогичная награда за лучшую женскую роль ушла к Кейт Бланшетт, блеснувшей в германо-американской драме «Тар» Тодди Филда. Эта картина повествует о женщине-дирижере и композиторе, пытающейся преодолеть кризис и завершить свой «магнум опус», грандиозную симфонию.
Награду за лучший сценарий вручили тому же Мартину МакДоне за «Банши Инишерина», а вот спецприз жюри передать из рук в руки не вышло: его присудили иранцу Джафару Панахи, сидящему сейчас в тюрьме за нарушение запрета властей снимать кино. В Венецию он успел прислать новую драму «Без медведей», представляющую собой двойную «лав стори» в авторитарном обществе.
Россия за кадром
Увы, без статуэток остались такие хиты, как ностальгическая комедия «Бардо» Алехандро Иньярриту про журналиста, вернувшегося в родные края; экранизация романа Дона Де-Лилло «Белый шум» от Ноа Баумбаха — сатиры о страхе смерти; байопик про Мэрилин Монро «Блондинка» с Аной де Армас, снятый Эндрю Домиником; драма «Сын» Флориана Зеллера с Хью Джекманом и Лорой Дерн, чьи разводящиеся герои вгоняют своего отпрыска в депрессию; триллер Ромена Гавраса «Афина» на тему беспорядков в опасном районе Парижа.
Русские ленты до конкурса не допустили — неофициально, но жестко. Единственный проект, к которому имели отношение наши соотечественники, это казахстанская история о мести «Голиаф» Адильхана Ержанова, созданная с участием российских продюсеров и актеров и показанная в программе «Новые горизонты».
Остается добавить, что почетные призы Венецианского кинофестиваля получили французская актриса Катрин Денев и американский режиссер и сценарист Пол Шредер.
10.09.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|