Когда мы были союзниками:
Голливудское военное кино про СССР
Сегодняшнее противостояние с Западом вернуло на экраны образ «русского злодея». А ведь было время когда в Голливуде о нас снимали исключительно благожелательные фильмы.
«Мисс Ви из Москвы» (1942)

В шпионской драме Альберта Хермана советская разведчица Вера Марова (секс-бомба того времени Лола Лэйн) проникает в высшие круги немецкого командования в оккупированном Париже. Она не только добывает ценные сведения о секретных маршрутах германских подлодок, но и спасает сбитого над Францией американского летчика Стива Уорта (Ховард Бэнкс) с помощью друзей из местного Сопротивления.
«Три русские девушки» (1943)

Русская медсестра Наташа (Анна Стэн) влюбляется в раненого во время испытания самолета американского пилота Джона (Кент Смит). Оба становятся свидетелями грандиозной битвы за Сталинград и расстаются, договорившись найти друг друга после войны. Это кино эмигрировавшего на Запад советского режиссера Федора Оцепа — ремейк, оно основано на сюжете довольно известной драмы Виктора Эйсымонта «Фронтовые подруги» (1941).
«Миссия в Москву» (1943)

Эта лента Майкла Кертица снята как полудокументальная хроника — впечатления о первой социалистической стране посла США в СССР Джозефа Эдварда Дэвиса, которого с изрядной важностью сыграл Уолтер Хьюстон. В ней появляется множество советских партийных деятелей той эпохи, включая самого Сталина (Манарт Киппен), и они все до единого показаны в самом что ни на есть положительном ключе. Просто поразительно!
«Северная звезда» (1943)

Действие фильма Льюиса Майстоуна происходит на советской Украине и несколько трафаретно описывает борьбу колхозников-партизан с фашистами. В ролях русских и украинцев задействованы такие звезды, как Энн Бакстер, Фарли Грейнджер, Пол Гилфойл и Энн Хардинг, а одного из немецких злодеев с большим смаком сыграл Эрих фон Штрогейм. В годы маккартизма проект осудили как коммунистическую пропаганду.
«Мальчик из Сталинграда» (1943)

Сюжет драмы Сиднея Сэлкоу вращается вокруг юного англичанина (Стивен Мюллер), сына консула, волею судеб попавшего в Советский Союз и вместе с русскими детьми вступившего в бой с немцами на подступах к Волге. Благодаря героизму подростков планы врага рушатся, срывается стратегически важное наступление танковой дивизии гитлеровцев. Весьма необычно то, что картина лишена сусального хэппи-энда: почти все ребята в финале погибают.
«Песнь о России» (1944)

С наибольшей теплотой советские люди описаны в этой довольно простенькой и сентиментальной мелодраме о любви американского дирижера Джона (Роберт Тейлор) и русской пианистки Нади (Сьюзан Питерс) на фоне тревожных военных лет. Неудивительно, что столь комплиментарное по отношению к нашим людям произведение Григория Ратова и Ласло Бенедека попало в отечественный прокат — в том же году, что и в Америке.
«Дни славы» (1944)

Одна из самых качественных лент Голливуда на русскую тему, в которой партизаны доблестно сражаются с фашистской сволочью, а лихой командир отряда Владимир Дитятько (убедительный Грегори Пек, про которого в СССР потом ходили слухи, будто он русский по происхождению) крутит деликатный роман с бывшей балериной Ниной Ивановой (Тамара Туманова), ставшей его боевой подругой. Постановщиком фильма выступил именитый Жак Турнер («Люди-кошки»).
«Контратака» (1945)

Не столько драма, сколько триллер, описывающий напряженное противостояние групп нацистских солдат и советских десантников, вместе оказавшихся в ловушке в подвале разбомбленного здания. Приключенческий проект Золтана Корды с Полом Муни, Филипом ван Зандтом, Ларри Парксом и Маргарит Чэпман практически лишен пропагандистских ноток и потому свежо смотрится даже сейчас, радуя продуманным саспенсом, хорошим экшном и неожиданными поворотами сюжета.
06.05.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|