Аргонавты хроноса:
Кинопутешествия во времени
На неделе выходит в прокат НФ-триллер «Патруль времени» с Итаном Хоуком, чьи авторы вдохновлялись рассказом Роберта Хайнлайна «Все вы — зомби» на тему запутанных хронопарадоксов. А значит, самое время вспомнить о самых известных типах фильмов о путешествиях во времени и вмешательстве в историю...
Классика жанра
Если танцевать от печки, то невозможно обойти вниманием канонический роман Герберта Уэллса «Машина времени» (1895). История о странствии безымянного Путешественника в далекое будущее не раз экранизировалась. Самыми известными киноадаптациями стали американская версия 1960 года режиссера Джорджа Пэла и та, которую в 2002 году снял правнук писателя Саймон Уэллс. Первая была хорошей, хоть и отдавала «голливудщиной», вторая — «голливудщина» от начала и до конца.
Самой же смелой интерпретацией стал фильм Николаса Мейера «Путешествие в машине времени» (1979), где Малькольм Макдауэлл сыграл самого Уэллса, который лично отправился в конец XX века, преследуя угнавшего хроноскаф Джека Потрошителя, — и весьма огорчился, не обнаружив в будущем ничего похожего на утопию.
Парадокс дедушки
Один из самых распространенных мотивов хронокино — «парадокс дедушки», в общем виде описываемый как возможность убить кого-нибудь из собственных предков и тем самым предотвратить свое появление на свет. Однако тогда непонятно, кто убил дедушку, раз виновнику преступления не суждено было родиться.
Разумеется, снимать фильмы с сюжетом в виде порочного круга невозможно, поэтому режиссеры придумывают ненамеренные формы вмешательства в прошлое, последствия которых можно исправить. Именно на этом построена знаменитая трилогия Роберта Земекиса «Назад в будущее» (1985-1990).
Франшиза «Терминатор», начало которой положил Джеймс Кэмерон в 1984 году, исходит из более сложной схемы, предусматривающей конфликт и злую волю: восставшие машины из будущего жаждут изменить прошлое в свою пользу, а люди активно пытаются им воспрепятствовать. И эта сценарная конструкция очевидным образом эффектнее в драматическом плане. Из последних блокбастеров, где она реализована наиболее удачно, сразу приходят на ум «Люди в черном 3» (2012).
Эффект бабочки
Довольно значительную группу составляют ленты, основанные на «эффекте бабочки», описанном в известном рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром», утверждающем, что даже мелкое вмешательство в историю будет иметь масштабные последствия, расширяющиеся как круги по воде. Кино Питера Хайамса 2005 года по мотивам этой новеллы показывает, как уничтожение единственной бабочки в юрском периоде вызывает драматические изменения в эволюции животных и человека, которые придется исправлять с помощью дополнительной коррекции времени. Правда, это сомнительный момент — по крайней мере, как это показано на экране: с какой стати гибель одного насекомого должна влиять на будущий облик тех же млекопитающих, ведь генетически они уже обособились от членистоногих!
Гораздо убедительнее кино, которое так и называется — «Эффект бабочки» (2004). В нем герой Эштона Кутчера обладает даром менять прошлое и пытается с его помощью улучшить настоящее. Беда в том, что реальные последствия постоянно расходятся с планируемыми, ибо нельзя учесть все факторы и их влияние на будущее.
Петля времени
Еще одна популярная сюжетная идея: дабы предотвратить ужасное будущее, герой пытается изменить момент в прошлом, но убеждается, что его деяние встраивается в череду событий, которую он хотел разорвать. Характерный пример — фильм Терри Гиллиама «12 обезьян» (1995), где герой Брюса Уиллиса отправляется в середину 90-х годов XX века, чтобы предотвратить пандемию, однако лишь становится звеном замкнутой на саму себя временной петли.
Иная картина складывается, когда развитие событий увязано с личностью главного героя. Тогда у него появляется рычаг воздействия на ход вещей. Наиболее интересно эту идею воплотил Райан Джонсон в фильме «Петля времени» (2012). В нем две версии протагониста — из будущего и прошлого — оказываются противниками. И в решающий момент противостояния «младший» получает шанс остановить «старшего», пожертвовав собой. Ведь если его не станет, исчезнет и его постаревшее «я». Не всякую петлю можно разорвать, но петлю во времени — вполне. Вопрос лишь в цене, которую придется за это заплатить.
11.12.14
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|