«Доктор Стрейнджлав»:
шедевру Стэнли Кубрика — 50 лет
В конце января 1964 года на экраны мира вышел фильм с одним из самых длинных названий в истории — «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Эта признанная ныне классикой лента Стэнли Кубрика стала единственной комедией в его фильмографии. Черной комедией...
Дамоклова бомба
В основу картины лег роман Питера Джорджа «Красная тревога» (1958) про генерала-маньяка, из-за ненависти к русским едва не развязавшего атомную войну. Правда, книга не содержала и тени иронии: ее автор настолько страдал от тяжелой формы нуклеофобии, что в 1966 году, уверившись в неизбежности ядерного апокалипсиса, покончил с собой.
Кубрик же увидел в сюжете основу для едкой сатиры на политиков и военных, которые своей глупостью, эгоизмом, безответственностью, гордыней и паранойей толкают мир к пропасти. И надо сказать, объекты насмешек режиссера не подкачали даже в ходе съемок: однажды киношники, снимая планы с самолета, случайно запечатлели на пленку секретный объект — в итоге, армейские задержали их как советских шпионов и как следует помурыжили, пытаясь расколоть «диверсантов».
Где деньги лежат
Бюджет в $1,8 млн, который выделили на постановку, был меньше, чем у предыдущего проекта постановщика («Лолита», $2 млн), ибо студия не была уверена в успехе сатирического фильма, который многие считали «коммуняцким». От роли ультрапатриотичного майора Конга, например, в резкой форме отказался главный «ястреб» Голливуда Джон Уэйн. Зато удалось заполучить находившегося на пике славы британского комика Питера Селлерса, сыгравшего сразу три роли: бесхарактерного президента США Маффли, робкого капитана ВВС Мандрейка и титульного антигероя, нацистского недобитка доктора Стрейнджлава.
Что любопытно, гонорар главной звезды составил $1 млн — более половины всей суммы, отпущенной на съемки. Кубрик с усмешкой говорил, имея в виду несколько ролей Селлерса: «Я получил трех актеров по цене всего шести». Большую же часть оставшихся денег съел процесс монтажа, растянувшийся у режиссера-перфекциониста аж на 8 месяцев.
Сладкое побоище
Решение снимать на черно-белую пленку позволило сильно сэкономить, но еще большую экономию авторы ленты получили в связи с тем, что свели натурные съемки к минимуму. Основное действие происходит в декорациях Военной Комнаты в Пентагоне, кабины бомбардировщика В-52 и базы генерала Риппера.
Все это было выстроено на студии «Шеппертон» в Англии, причем военные снова заподозрили киношников в шпионаже, так как те, на свою беду, слишком дотошно воспроизвели внутренности боевого самолета. Художникам пришлось долго объяснять, как они смогли это сделать, основываясь на нескольких доступных в то время журнальных снимках, пропущенных цензурой.
Любопытно, что одну из самых ярких сцен Кубрик из своего кино вырезал: эпизод финального побоища тортами в Военной Комнате. На нее ухлопали много денег, и она была, по свидетельству работавших над проектом, чрезвычайно уморительной. Однако мэтр решил, что не стоит венчать сухую и выдержанную сатиру откровенно фарсовой концовкой. Эти кадры сохранились лишь в архивах Британского института кино.
Выстрелы в Далласе
Первый показ ленты планировался на 22 ноября 1963 года. Но именно в этот день убили Джона Кеннеди, и «Доктора Стрейнджлава» решили придержать до января, дабы скорбь американцев успела стихнуть. В готовый фильм даже внесли изменения. Так, майор Конг, проверяя свой НЗ, говорит: «Черт, парень с таким снаряжением может неплохо провести уик-энд в Вегасе!». На самом деле в реплике фигурировал Даллас, город, где нашел свою смерть президент — пришлось во избежание кривотолков переозвучить фразу.
Вопреки опасениям прокатчиков, картина стала хитом, продержавшись 17 недель в топе бокс-офиса и заработав $9,4 млн. Она вызвала столь масштабные дискуссии в американском обществе, что многие историки считают эту киносатиру одним из главных «спусковых крючков» антивоенного движения молодежи в 60-х. Тем не менее, «Доктор Стрейнджлав» пролетел во всех четырех номинациях на «Оскар», в которых был выдвинут. Зато британцы оказались не столь зашорены, как американцы — лента получила четыре премии BAFTA: за лучшие фильм, британский фильм, работу художника и приз объединенных наций.
29.01.14
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" №4 (866) 2014
|