Паутина над городом:
краткая киноистория Человека-паука
До наступления компьютерной эры экранизации комиксов приносили киношникам уйму головной боли. Трюковых и оптических спецэффектов еще как-то хватало для живописания подвигов Бэтмена и Супермена. Но героям с нетрадиционными сверхсилами — вроде Человека-паука — дорогу в Голливуд пришлось торить долго...
Нарисуй героя
Спайдермен, придуманный Стэном Ли и Стивом Дитко в 1962 году, быстро стал популярным у подростков. Поскольку сам был подростком, и среднестатистический школьник легко мог себя с ним ассоциировать, ибо в перерывах между боями юный Питер Паркер решал бытовые проблемы, хорошо знакомые любому тинейджеру.
По всему выходило, что фильм про Человека-паука принес бы кучу денег. Но как в 60-х можно было снять убедительную картину, герой которой летает на паутине между небоскребами? Неудивительно, что долгое время Спайди оставался лишь персонажем мультсериалов, первый из которых стартовал в 1967-м. Всего же таких анимационных шоу случилось за минувшие полвека девять. Премьера последнего по счету состоялась в прошлом году, и в нем мечущих паутину героев было аж четверо: Паркер, его ученик Майлз Моралес, Гвен-паук и Спайдер-герл. Таковы веяния времени: не индивидуальный подход, а коллективный подряд.
В трико с Леопардоном
Первой попыткой игрового проекта стал телефильм «Удивительный Человек-паук» (1977), вызвавший к жизни сериал из 13 эпизодов. Проект с Николасом Хэммондом был бесконечно наивным и убогим по части спецэффектов, Стэн Ли публично выразил свое «фи!», но дети были в восторге. Рейтинги оказались хорошими, и все же канал CBS почел за благо закрыть шоу по имиджевым причинам. В отличие от американского сериала, где из-за бюджетных ограничений Спайди сражался не с мегазлодеями, а с обычными бандитами, японцы, презентовавшие своего телевизионного «Человека-паука» в 1978 году (по лицензии), щедро насовали в сюжет фантастических противников, а сам супергерой использовал в качестве основного аргумента гигантского боевого робота Леопардона. Всего был снят 41 эпизод шоу, в котором титульный персонаж звался Такуя Ямасиро, а сыграл его Синдзи Тодо.
Эпоха блокбастеров
Планы создать настоящий блокбастер про Человека-паука обрели зримые черты только в 90-х, когда Джеймс Кэмерон накатал впечатливший многих сценарий для студии Carolco. Режиссер «Терминатора» подумывал взять на главную роль Леонардо ДиКаприо и выпустить фильм в 1996 году, но не срослось. Студия обанкротилась, и Джеймс решил заняться «Титаником» (1997).
В 1999 году права на Спайдермена выкупила Sony Pictures. Перебрав кучу кандидатур на пост режиссера (Роланд Эммерих, Энг Ли, Крис Коламбус, Ян де Бонт, Дэвид Фиичер, М.Найт Шьямалан и Тони Скотт), студийное начальство доверило постановку «Человека-паука» Сэму Рэйми, который, в свою очередь, сделал звездой ленты Тоби Магуайра. Это оказался прекрасный выбор. В 2002 году кино вышло в свет и стало первым фильмом в истории, собравшим более $100 млн в дебютный уик-энд.
Сиквел появился в 2004-м, а триквел — в 2007-м. Все части принесли огромные деньги, но Рэйми уперся в творческий тупик, а Магуайр стал слишком стар для роли юноши, так что после затянувшегося на три года препродакшна на студии плюнули и решили перезагрузить франшизу.
Слияние миров
В 2012 году вышел «Новый Человек-паук» с Эндрю Гарфилдом. Режиссер Марк Уэбб добавил драмы и заменил подругу протагониста: вместо Мэри Джейн Уотсон в исполнении Кирстен Данст — Гвен Стейси с лицом Эммы Стоун. Хотя фильм и его сиквел «Высокое напряжение» (2014) снова сорвали куш, баланс расходов на съемки, превысивших $200 млн за серию, и прибылей продюсеров не порадовали. И шишки из Sony решили сменить курс.
После долгих переговоров с Marvel удалось достичь соглашения, по которому новый Спайди (Том Холланд) интегрировался с «Мстителями», дебютировав в фильме-комиксе «Первый мститель: Противостояние». (2016) и продолжив в «Войне Бесконечности» (2018), а взамен в блокбастере Sony «Человек-паук: Возвращение домой» (2017) появилась такая звезда Marvel, как Тони Старк (Роберт Дауни-мл.). Такой вот бартер.
На днях в прокате стартовал полнометражный мультфильм «Человек-паук: Через вселенные», который может открыть новую линейку анимационных хитов Спайди-вселенной. И, надеемся, откроет.
15.12.18
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|