Нерушимая «Скала»:
классике боевика — 25 лет
Девяностые были золотым веком хайтек-боевиков, героями которых выступали уже не резкие качки, а поджарые интеллектуалы. И одним из главных кинохитов той эпохи стал экшн «Скала» (1996) — самый кассовый проект студии Hollywood Pictures на тот день. Его рекорд позже побьет лишь «Шестое чувство» (1999)...
Ставка на фаворита

Продюсеры Дон Симпсон и Джерри Брукхаймер, окрыленные успехом «Плохих парней» (1995), решили сделать крупную ставку на снявшего сей внезапный блокбастер клипмейкера Майкла Бэя. Они собрали бюджет в $75 млн и попросили новоявленную звезду режиссуры снять кино про то, как эксперт по химоружию и экс-разведчик пытаются остановить команду мятежных военных, шантажирующих США похищенными ракетами с бинарным газом.
Первый вариант сценария был небрежно написан, поэтому от участия в фильме отказался Арнольд Шварценеггер, о чем потом откровенно сожалел. Продюсеры осознали проблему и привлекли к полировке текста таких мастеров, как Квентин Тарантино, Аарон Соркин и Джонатан Хенсли. По иронии судьбы, ни одного из них потом в титрах не помянули.
Процесс кастинга был стремительным. Николас Кейдж сразу согласился играть эксперта ФБР Гудспида, так как хотел доказать, что может изображать не только нервных чудаков, но и героев действия. А Шон Коннери был рад тряхнуть экшн-стариной в роли Мэйсона, бывшего зэка и агента британских спецслужб. Эд Харрис получил партию главного злодея генерала Хаммела и настоял на том, чтобы добавить человечности этому вояке, ступившему на кривую дорожку из-за обиды на бездушные действия правительства.
Твой дом – тюрьма!

Съемки «Скалы» начались 30 октября 1995 года и продлились до 22 февраля 1996-го. Руководство студии было раздосадовано тем, что работа затянулась. Оно не понимало, почему Бэй тратит столько пленки и делает тонны дублей с разных точек. Парни пытались надавить на него, но Коннери, которому импонировал стиль постановщика, вступился за молодого коллегу, явившись незваным на собрание по оценке продакшна. У боссов не хватило духа перечить лауреату «Оскара», и Майкл избежал уготованной ему головомойки.
Хотя основная часть действия происходит в тюрьме Алькатрас, часть сцен сняли в декорациях. Дело в том, что руководство Алькатраса, ставшего к тому времени музеем, отказалось закрывать его для туристов, а те очень мешали киношникам, то и дело влезая в кадр. Однако на несколько недель заведение оказалось в полном распоряжении голливудцев, ибо под конец года правительство урезало комплексу финансирование, и персонал распустили по домам. К слову, Коннери выбил себе невиданную привилегию: он велел, чтобы ему построили домик на территории тюрьмы, поскольку не хотел каждый день добираться на пароме туда и обратно в отель в Сан-Франциско, ведь Алькатрас, напомним, находится на острове.
Меж тем, Кейдж был страшно доволен работой с сэром Шоном и фонтанировал интересными задумками. Именно ему принадлежит идея привить своему герою неприятие крепких выражений, из-за чего Гудспид вечно прибегает в критические моменты к забавным эвфемизмам. Кроме того, основную часть реплик Николас сымпровизировал — и Коннери охотно помог ему в этом, вставив ряд шуток и от себя.
Жизнь имитирует кино

Финальная стадия съемок омрачилась смертью продюсера Дона Симпсона — 19 января 1996-го он скончался в возрасте 52 лет от сердечной недостаточности, вызванной злоупотреблением наркотиками. Брукхаймеру пришлось завершать проект одному. Когда «Скала» вышла в прокат 7 июня 1996 года, в финальных титрах картины было упомянуто, что она посвящена памяти продюсера.
Боевик стартовал замечательно, заработав в итоге $335 млн. И даже самые злобные критики сдержанно его похвалили, включая обычно беспощадного к летним блокбастерам Роджера Эберта — тот дал фильму 3,5 баллов из 4 возможных. Был запланирован сиквел, в котором на героя Кейджа, узнавшего о темных делишках начальства, ополчаются сильные мира сего, и бедняга вынужден просить помощи у героя Коннери, но дело как-то заглохло. Зато у «Скалы» случился «сиквел» в реальности. Не так давно выяснилось: человек, запустивший дезу о наличии у Саддама Хусейна химического оружия массового поражения (отчего у США появился повод вторгнуться в Ирак), вдохновлялся в своей лжи сценами из кино Майкла Бэя!
10.06.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|