«Расплата» с Мелом Гибсоном:
25 лет со дня премьеры фильма
Четверть века тому назад на экраны вышел криминальный триллер «Расплата» с Мелом Гибсоном, неоднозначно принятый публикой, но с годами ставший культовым. Увы, создание ленты было омрачено скандалами и масштабными переделками, из-за чего фильм существует ныне в виде двух сильно отличающихся версий...
Неожиданная протекция

Сценарист Брайан Хелгеленд долго искал проект, которым хотел дебютировать в полном метре в качестве режиссера. В итоге он решил экранизировать роман Дональда Уэстлейка «Охотник», ранее уже адаптировавшийся для кино («В упор», 1967). В воображении Хелгеленда приключения преступника Паркера (переименованного, по ряду правовых причин в Портера), который, будучи предан после ограбления напарником, супругой и оставленный умирать, все же выжил и теперь возвращается, чтобы вернуть свое и отомстить, были более жесткими, стильными и нуарными.
Хелгеленд находился у студийных чиновников на хорошем счету, но с ходу протолкнуть проект не удалось. Помог случай: Мел Гибсон увидел в руках кинодраматурга, с которым работал над «Теорией заговора» (1997), сценарий будущей «Расплаты» и попросил почитать. Уже первые страницы вселили в звезду такой энтузиазм, что он пустил в ход все свои связи, чтобы запустить картину в работу уже через три месяца, согласился на главную роль и пообещал Брайану, что именно он станет постановщиком. Под давлением влиятельного австралийца студия Paramount отвалила на боевик $90 млн — неслабые деньги для бандитского ретро без спецэффектов.
Интриги на съемках

Съемки начались 18 сентября 1997 года с прицелом на премьеру летом 1998-го. Но эти планы сразу пошли насмарку. С самого начала Гибсон, у которого после «оскаровского» триумфа «Храброго сердца» (1995) явно снесло крышу, принялся активно вмешиваться в режиссуру, пытаясь навязать Хелгеленду собственные задумки. Изумленный постановщик сперва вежливо спорил, однако затем отношения этих двоих настолько испортились, что к последнему дню работы камер (27 ноября) они открыто враждовали и в дальнейшем никогда более не сотрудничали.
Студия оказалась в сложном положении: пользуясь авторитетом суперзвезды, Гибсон грубо продавливал свои идеи. Он настоял на том, чтобы видеоряд пропустили через синий светофильтр, менял смысл отдельных сцен в доставал коллег постоянными мелкими переделками в последний момент. Отказать топовому актеру, гребущему по $25 млн за роль, не могли — и тот этим вовсю пользовался.
В итоге Мел выкинул номер, за который его порицали даже друзья. Он добился увольнения Хелгеленда и отстранения его от процесса монтажа — причем именно в тот момент, когда это выглядело особенно некрасиво. За два дня до этого Брайан получил «Оскар» за сценарий «Секретов Лос-Анджелеса» (1997). В те дни еще не было известно, что Гибсон страдает биполярным расстройством. А он, судя по всему, находился в маниакальной стадии и, развив бешеную деятельность, вынудил Paramount заменить треть(!) материала. Пересъемки прошли летом 1998-го под руководством режиссера сериалов Пола Абаскала и художника Джона Майра.
Альтернативная версия
После таких пертурбаций премьеру пришлось перенести на 5 февраля 1999 года. Несмотря на теплые отзывы зрителей и критиков, «Расплата» не смогла достичь статуса блокбастера, заработав в мире солидные, однако недостаточные для окупаемости $161,6 млн. Но на этом ее история не закончилась...
В 2006 году боссы Paramount, чувствовавшие себя обязанными Хелгеленду, согласились выпустить режиссерскую версию ленты. Не все кадры из нее уцелели, но того, что осталось в архивах студии, вполне хватило, чтобы воссоздать оригинальное видение постановщика. Авторский вариант оказался короче и логичней, чем прокатный. В нем нет закадровых объяснений Портера, синего светофильтра и злобного мафиози Бронсона в исполнении Криса Кристофферсона, зато имеется Бронсон-дама, представленная лишь голосом актрисы Салли Келлерман в телефонной трубке. У картины другое начало, саундтрек и менее однозначный финал, намекающий, что Портер, возможно, не выжил.
Хотя альтернативный проект Хелгеленда не попал на широкий экран (его показали в кино только на фестивале в Остине), он имел успех на видеокассетах. До сих пор фанаты спорят, какая версия лучше. Но то, что они обе хороши — факт.
27.01.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|