В тени атомной бомбы:
Кинопремия «Оскар-2024»

Спор о том, что круче — истошно-розовый цвет или ядерный фугас — закончился без сюрпризов. На состоявшейся 96-й церемонии награждения премиями «Оскар» грубая мощь атома превозмогла девичьи фантазии оттенка фуксии практически по всем фронтам...
Теория большого взрыва
Как и в прошлом сезоне, неожиданностей не случилось. Лауреатов никто не путал в финале, морды никто не бил — прогресс... Распределение призов с поразительной точностью повторило итоги предыдущего «Оскара»: снова у нас один фаворит-тяжеловес с семью трофеями, мини-фаворит с четырьмя, микро-фаворит с двумя, а прочие бенефициары мероприятия взяли по одной статуэтке.
Главным триумфатором вечера, повторившим достижение фильма «Всё везде и сразу» в 2023-м, стал «Оппенгеймер» — биографическое ретро об «отце атомной бомбы». Кино завоевало награды за лучшие фильм, режиссуру (Кристофер Нолан), мужскую роль (Киллиан Мерфи), мужскую роль второго плана (Роберт Дауни-младший), работу оператора (Хойте Ван Хойтема), музыку (Людвиг Горанссон) и монтаж.
На втором месте по числу статуэток — стимпанк-фантасмагория Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» про оживленную а-ля док Франкенштейн женщину с мозгом младенца. Она сравнялась по результатам с прошлогодним «номером два», военной драмой «На Западном фронте без перемен», и взяла «Оскары» за лучшие женскую роль (Эмма Стоун), костюмы, декорации и грим/прически.
Фокус же с двумя победами семейной драмы «Кит» повторила лента Джонатана Глэйзера «Зона интересов» о буднях семьи коменданта концлагеря Освенцим. Экранизация книги Мартина Эмиса победила в номинациях «Лучший иностранный фильм» (от Великобритании) и «Лучший звук».
С японским акцентом
Квоту на чернокожих лауреатов заполнили Давайн Джой Рэндолф, завоевавшая приз за лучшую женскую роль второго плана в рождественской драме «Оставленные», и Корд Джефферсон, сваявший с Персивалем Эвереттом (по роману последнего) лучший адаптированный сценарий к комедии «Американское чтиво» про рафинированного афроамериканского интеллектуала, внезапно накатавшего бестселлер на смачном жаргоне негритянских гетто.
Что касается лучшего оригинального сценария, кино-академики присудили «Оскар» французам Жюстин Трие и Артуру Харари за судебно-психологический триллер «Анатомия падения», уже собравший кучу наград в Европе.
Прекрасно выступили на церемонии японцы: аниме «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки заработало премию за лучший полнометражный мультфильм, а создатели фильма-катастрофы «Годзилла: Минус один» — за лучшие спецэффекты. В последнем случае американцев изумило, насколько крутой визуал можно получить, имея на руках всего $15 млн бюджета и 35 человек команды.
Популярная комедия «Барби» про оживших кукол хоть и была представлена на мероприятии в 8 категориях, выиграла в одной — приз за лучшую песню «What Was I Made For» достался Билли Айлиш и Финнеасу О'Коннеллу.
В номинации «Лучший документальный фильм» по традиции вновь пнули Россию. В прошлом году «Оскар» получил неигровой проект «Навальный», в текущем — украинский проект «20 дней в Мариуполе».
Индейцы в пролете
Лучшей игровой короткометражкой была признана «Чудесная история Генри Шугара» Уэса Андерсона с Бенедиктом Камбербэтчем — экранизация сюжета Роальда Даля о богаче и волшебной книге.
Лучшей анимационной короткометражкой академики назвали «Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко» — миниатюру про двух солдат, играющих в шахматы по переписке.
Наконец, приз за лучшую документальную короткометражку выдали «Последней ремонтной мастерской» — безыскусной истории мастеров, бесплатно чинящих музыкальные инструменты для школьников.
Осталось упомянуть тех, кто стал лауреатом специальных наград церемонии. Гуманитарную премию имени Джина Хершолта вручили активистке Мишель Саттер, связанной с кинофестивалем «Сандэнс». Почетные «Оскары» за заслуги перед кинематографом дали ветерану-комедиографу Мелу Бруксу, актрисе Анджеле Бассетт и монтажеру Кэрол Литтлтон.
Главными же лузерами церемонии оказались Мартин Скорсезе с индейским вестерном «Убийцы цветочной луны», пролетевшим во всех 10 номинациях, и Брэдли Купер, чей байопик «Маэстро» о композиторе Леонарде Бернстайне провалился во всех 7 номинациях.
Победители «Оскара-2024»
Лучший фильм — «Оппенгеймер».
Лучший режиссер — Кристофер Нолан, «Оппенгеймер».
Лучшая женская роль — Эмма Стоун, «Бедные-несчастные».
Лучшая мужская роль — Киллиан Мерфи, «Оппенгеймер».
Лучшая женская роль второго плана — Давайн Джой Рэндольф, «Оставленные».
Лучшая мужская роль второго плана — Роберт Дауни младший, «Оппенгеймер».
Лучший адаптированный сценарий — «Американское чтиво».
Лучший оригинальный сценарий — «Анатомия падения».
Лучшая работа оператора — Хойте Ван Хойтема, «Оппенгеймер».
Лучший дизайн костюмов — «Бедные-несчастные».
Лучший монтаж — «Оппенгеймер».
Лучший грим и прически — «Бедные-несчастные».
Лучшая работа художника-постановщика — «Бедные-несчастные».
Лучший оригинальный саундтрек — «Оппенгеймер».
Лучшая песня — What Was I Made For? — Билли Айлиш и Финнеас О’Коннелл, «Барби».
Лучший звук — «Зона интересов».
Лучшие визуальные эффекты — «Годзилла: Минус один».
Лучший анимационный фильм — «Мальчик и птица».
Лучший документальный фильм — «20 дней в Мариуполе».
Лучший международный фильм — «Зона интересов».
Лучший короткометражный анимационный фильм — «Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко».
Лучший короткометражный игровой фильм — «Чудесная история Генри Шугара».
Лучший короткометражный документальный фильм — «Последняя мастерская».
15.03.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|