Всё везде и сразу:
кинопремия «Оскар»-2023

Главной интригой прошедшей в минувший уик-энд 95-й церемонии награждения премиями «Оскар» было — заберет ли киносенсация 2023 года «Всё везде и сразу» основную часть трофеев или нет? Теперь мы знаем ответ, хотя в глубине души большинство критиков и обозревателей знали его заранее...
Хроники параллельных миров
С главным «оскаровским» хитом мы хорошо знакомы: он вышел у нас в прокат еще прошлой весной и прилично заработал — для артхаусной феерии про неудачливую владелицу прачечной, открывающую параллельные миры с иными версиями себя. Лента получилась настолько cамобытной и запоминающейся, что ее нынешний триумф можно даже назвать запрограммированным. Фильм «Всё везде и сразу» одержал победу в 7 номинациях из 11 возможных: за лучшие фильм, женскую роль (Мишель Йео), мужскую роль второго плана (Ке Хюи Куан), женскую роль второго плана (Джейми Ли Кертис), режиссуру (Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт), оригинальный сценарий (снова Кван и Шайнерт) и монтаж.
Весьма результативно выступила на церемонии и драма «Кит» про несчастного толстяка-гея, пытающегося наладить отношения с дочерью, взявшая две статуэтки из трех возможных. На ее счету «Оскар» за лучшую мужскую роль (Брендан Фрэйзер) и лучшие грим/прически.
Ударно показала себя и немецкая драма «На Западном фронте без перемен», экранизация романа Эриха Марии Ремарка. Ей досталось 4 премии из 9 возможных: за лучшие фильм на иностранном языке, операторскую работу (Джеймс Френд), музыку (Фолькер Бертельман) и декорации.
Крошки с барского стола
Три лидера подгребли под себя основной пул трофеев. Остальные лауреаты довольствовались схемой «один «Оскар» в одни руки». Приз за лучший адаптированный сценарий ушел к Саре Полли за работу над драмой «Говорят женщины» по роману Мириам Тейвз о серийных изнасилованиях в религиозной общине. Лучшим анимационным полнометражным фильмом академики признали кукольный шедевр «Пиноккио Гилъермо дель Торо» — мрачную версию известной сказки, действие которой происходит в фашистской Италии. В категории «Лучший полнометражный документальный фильм» американцы не отказали себе в удовольствии пнуть Россию, наградив канадский фильм «Навальный», посвященный понятно какому оппозиционеру. Наконец, лучшей игровой короткометражкой стало «Прощание по-ирландски», комедия Тома Беркли и Росса Уайта про двух братьев, один из которых — с синдромом Дауна.
Статуэткой за лучшую песню («Naatu Naatu») одарили индийский антиколониальный блокбастер «RRR: Рядом ревет революция». Трофей за лучшие костюмы отгрузили кинокомиксу «Черная пантера: Ваканда навеки». Приз за лучший звук присудили милитари-боевику «Том Тан: Мэверик» с Томом Крузом. Ну а второго «Аватара» логично отметили за лучшие спецэффекты.
Почетными «Оскарами» за выдающиеся заслуги в кинематографе наградили австралийского постановщика Питера Уира («Общество мертвых поэтов», «Шоу Трумана»), композитора-песенника Дайан Уоррен, автора хитов Шер, Уитни Хьюстон и Тины Тернер, а также классика киноиндустрии Мартиники, чернокожую даму-режиссера Эзан Пальси. А гуманитарную премию имени Джина Хершолта получил Майкл Дж. Фокс, звезда трилогии «Назад в будущее».
Тенденция налицо
Как нетрудно заметить, существенная часть «Оскаров» вписывается в рамки так называемой «повестки». Потрафили этническим и сексуальным меньшинствам, подняли феминистскую, антиколониальную и антивоенную тематику. Афроамериканцы, правда, были раздражены — их в этом году лихо затерли азиаты. Но тенденция давать статуэтки «правильным» проектам в ущерб тем, которые следуют в русле классического кино с общегуманитарным уклоном, налицо.
В итоге очень многие синефилы остались вердиктом академиков недовольны. Их можно понять. Эталонная психологическая драма Мартина Макдоны «Банши Инишерина» не реализовала ни одной из 9 своих номинаций. Музыкальный байопик «Элвис» претендовал на 8 призов, завоевал — ноль. Отличная драма взросления «Фабельманы» Стивена Спилберга провалилась во всех 7 категориях, в которых была выдвинута Драма про женщину-композитора «Тар» (одна из лучших ролей Кейт Бланшетт) шла на 6 премий, не получила ничего. Такое число оставшихся без наград очень сильных киноработ намекает: большей объективности в распределении статуэток в будущем от «Оскара» ждать не стоит.
16.03.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|