Орбита российского кино:
премия «Золотой орел» — 2024

На минувшей неделе прошла 22-я по счету церемония вручения российских премий «Золотой орел». Вердикт наших киноакадемиков многих удивил. Космический эпик «Вызов» — первый фильм, снятый на орбите — остался без призов (за одним исключением). А мегаблокбастер «Чебурашка» не был даже номинирован...
Путями праведных
Там, где провалились фавориты публики, мощно «выстрелили» фильмы скромнее калибром, но более качественные именно как произведения искусства. Главным триумфатором «Золотого орла» стала остросюжетная драма Бориса Хлебникова «Снегирь» о буднях экипажа рыболовецкого траулера. Кино взяло четыре премии: за лучшие фильм, монтаж, звукорежиссуру и спецэффекты.
Также четыре трофея досталось военной киноповести «Праведник» о спасении советским офицером группы евреев во время Великой Отечественной войны. На счету картины награды за лучшие режиссуру (Сергей Урсуляк), мужскую роль (Александр Яценко), мужскую роль второго плана (Евгений Ткачук) и работу оператора (Михаил Милашин).
Два трофея достались драме Александра Велединского «1993», сюжет которой вращается вокруг принявшего весьма экстремальные формы противостояния президента и парламента имевшего место 30 лет тому назад. Велединский получил «Золотого орла» за лучший сценарий, актриса Александра Ребенок — за лучшую женскую роль второго плана.
За лучшую женскую роль одарили статуэткой Анну Михалкову, сыгравшую в лирической кинофантазии Анны Меликян «Чувства Анны» работницу шоколадной фабрики, начинающую слышать голоса представителей внеземных цивилизаций.
Коты везде пролезут
Самым спорным решением киноакадемиков стало то, что они назвали лучшим анимационным проектом «Котов Эрмитажа» Василия Ровенского — беспомощный сюжетно и графически опус о том, как няшные котики из главного музея нашей страны спасли вверенную их заботам «Мону Лизу».
Зато не вызывает вопросов, что лучшим неигровым фильмом признан «Мельников» Марины-Марии Мельник, посвященный советскому архитектору-авангардисту Константину Мельникову (1890-1974).
Лучшей короткометражкой была признана 25-минутная миниатюра Федора Кравчука «Шоссе Энтузиастов» — история молодого человека из религиозной семьи, вместо празднования Пасхи с семьей выбравшего вечеринку по поводу дня рождения лучшей подруги.
Статуэтки за лучшие работы художника-постановщика (Сергей Февралев) и художника по костюмам (Дмитрий Андреев, Владимир Никифоров) заработал исторический детектив Карена Шахназарова «Хитровка: Знак четырех» с Константином Крюковым и Михаилом Пореченковым, перенесший сюжет одной из повестей Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе в Российскую империю на-чала XX века.
Наконец, «Золотой орел» за лучшую музыку ушел к мэтру Алексею Рыбникову за впечатляющий саундтрек к приключенческой драме «Повелитель ветра» Игоря Волошина, повествующей о кругосветном путешествии Федора Конюхова на воздушном шаре.
Бизоны нашего экрана
Что касается сериальной части церемонии, то здесь блеснула детективная драма Сергея Чекалова «Бизон: Дело манекенщицы» про расследование убийства советской звезды подиумов в 1974 году. Шоу получило награды в номинациях «Лучший телесериал» и «Лучшая мужская роль в телесериале» (Сергей Безруков).
Криминальный триллер «Фишер», описывающий противостояние трех следователей и маньяка, стал лучшим онлайн-сериалом, а сыгравшие в проекте Сергея Тарамаева и Любови Львовой актеры Иван Янковский и Александр Яценко поделили трофей за лучшую мужскую роль в онлайн-сериале.
Премию за лучшую женскую роль в телесериале завоевала Елена Яковлева, снявшаяся в детективной комедии Мирослава Малича «Дама с собачкой» о бойкой пенсионерке, вместе с друзьями расследующей преступления. А «Золотого орла» за лучшую женскую роль в онлайн-сериале получила Марьяна Спивак, сыгравшая в «Черном облаке» Карена Оганесяна — мрачной истории о девушке, вокруг которой мистическим образом начинают умирать вызвавшие ее гнев люди.
Остается добавить, что особых призов церемонии удостоились режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров (почетная статуэтка за карьерные заслуги), оператор Анатолий Мукасей (за вклад в российский кинематограф) и актриса Юлия Пересильд (как первая актриса-космонавт, спейс-триллере).
31.01.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|