«Однажды в Америке»:
30 лет со дня премьеры
В феврале 1984 года в США состоялась премьера гангстерской драмы Серджио Леоне «Однажды в Америке». Показ изуродованного монтажом фильма прошел ужасно: ни критики, ни зрители его не приняли. Но время расставило все по местам — последняя лента мастера обрела изначальный вид и была признана шедевром...
Задержка на старте
В свое время Серджио Леоне предлагали стать режиссером «Крестного отца», но он отказался, о чем впоследствии очень сожалел. И решил снять собственную криминальную сагу, потратив на разработку своего проекта мечты около 10 лет.
Источником вдохновения для него стал роман «Бандиты» уроженца России, эмигранта Гарри Грея. Автора, кстати, пришлось долго уговаривать продать права на экранизацию: постановщик обхаживал его года три, прежде чем добился своего.
Кастинг тоже как следует затянулся. На ранних этапах предполагалось, что роль гангстера Макса, в итоге доставшаяся великолепному Джеймсу Вудсу, сыграет Жерар Депардье. Француз даже пообещал довести свой изначально недурной английский до идеального, освоив бруклинский акцент. Но съемки все откладывались, и будущий россиянин выпал из проекта. Также Максом мог стать Джо Пеши, но оказался слишком темпераментным для этого персонажа и в итоге изобразил в фильме Фрэнки.
Главная роль — совестливого бандита Лапши — не сразу отошла Роберту Де Ниро. До него Леоне зазывал в свой фильм Аль Пачино и Джека Николсона, но оба отказались. Ричард Дрейфусс уже был утвержден, но в последний момент также решил слинять — у него уже вовсю ехала крыша от злоупотреблений, гм, веществами.
Любопытно, что для лучшего вживания в образ Де Ниро пытался добиться аудиенции у прототипа, пожилого босса еврейской мафии Мейера Лански. Не вышло: патриарх преступного мира во встрече отказал.
Бандитская элегия
Поначалу режиссер собирался близко придерживаться канвы книги и представить события в хронологическом порядке. Однако, посмотрев «Крестного отца II» с его массивными флэшбэками, понял, что тоже должен использовать этот прием нелинейного повествования. Тем более уместный в его случае, поскольку приглашенные им сценаристы Норман Мейлер и Стюарт Камински обогатили сюжет множеством великолепных дополнительных сцен, отсутствовавших у Грея, в том числе — эпизодов из юности героев.
В процессе съемок Леоне вдохновлялся полотнами американских художников и снимками фотографов начала и середины XX века, запечатлевших виды Нью-Йорка, что определило необычную для гангстерского кино цветовую гамму и элегический «мемуарный» настрой.
Бюджет «Однажды в Америке» составил огромные по тем временам $30 млн (первые «Звездные войны» обошлись, напомним, в $11 млн). Это было связано с тем, что сценарий разбух до габаритов 10-часового эпоса, и съемки растянулись на 10 месяцев, причем Нью-Йорк — место действия — подарил фильму лишь несколько натурных сцен и канонических интерьеров». Большинство эпизодов в декорациях, например, запечатлели на студии «Чинечитта» в Риме, вокзалом Гранд-Сентрал стал парижский вокзал Гаре дю Норд, какие-то куски сняли в Венеции, Квебеке и Флориде.
Неоцененный шедевр
Получив от 8 до 10 часов материала, Леоне с трудом ужал эту гору в 6 часов, предложив прокатывать кино в двух трехчасовых сериях. Продюсеры, разумеется, встали на дыбы и заставили мэтра резать дальше. Вариант на 3 часа 49 минут, который с минимальными художественными потерями смогли в итоге получить, также был отвергнут. В конце концов, в прокат пошел смонтированный в хронологическом порядке и варварски обрезанный до 139 минут огрызок, который закономерно утонул в прокате. Разъяренный автор прорычал: «Трагедия в том, что фильм уничтожили в той стране, для которой он в первую очередь предназначался!» — и навсегда ушел из кинематографа.
В итоге, режиссерскую версию «Однажды в Америке» (256 минут) показали только на Каннском кинофестивале — и в США кино потом вышло в более-менее полном виде лишь на лазерных дисках. Самая длинная из доступных ныне версий (246 минут) вышла на блю-реях в 2012 году. Словом, понадобилось немало времени, чтобы критики и зрители по достоинству оценили великую ленту, назвав ее одной из лучших картин 80-х. Шедевром, который по иронии судьбы не получил ни единой номинации на «Оскар»!
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 10.03.14
|