100-летие Сиднея Люмета:
10 главных фильмов режиссера
25 июня исполнилось 100 лет со дня рождения классика кинематографа, американского режиссера Сиднея Люмета (1924-2011). Подходящий повод, чтобы напомнить о наиболее известных фильмах мастера, многие из которых являются признанными шедеврами, вошедшими в золотой фонд мировой культуры...
«12 разгневанных мужчин» (1956)

Кинодебют Люмета, до того несколько лет снимавшего одни сериалы, сразу сделал ему имя. Крайне напряженная судебная драма с Генри Фондой о дюжине присяжных, решающих судьбу обвиняемого в убийстве, взяла «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля как лучший фильм и удостоилась уймы ремейков вроде «12» (2007) Никиты Михалкова.
«Долгий день уходит в ночь» (1962)

После ударного почина режиссер сделал несколько проходных вещей, но вскоре вернулся в высшую лигу с экранизацией пьесы Юджина О'Нила про семью из четырех человек, из-за своих ошибок превративших жизни друг друга в тихий ад. Сыгравшие в ней Джексон Робардс и Кэтрин Хепберн получили в Каннах призы за лучшие мужскую и женскую роли.
«Система безопасности» (1964)

Триллер про пилотов стратегической авиации, из-за сбоя компьютера летящих сбрасывать на СССР атомные бомбы, малость потерялся на фоне ранее вышедшего «Доктора Стрейнджлава» (1963) Стэнли Кубрика. Позже кино с Генри Фондой и Уолтером Мэттау распробовали, и оно стало культовым. В 2000 году был снят толковый ремейк с Джорджем Клуни.
«Ростовщик» (1964)

Происходя из еврейской семьи, Сидней очень хорошо понимал, как кошмар Холокоста травмировал иудеев, надломив их веру в людей. В этой драме Род Стайгер блестяще играет ростовщика, который по причине развившейся у него после концлагеря паранойи перестает всем доверять, что приводит к трагедии. Премия Берлинале за лучшую мужскую роль.
«Холм» (1965)

Шон Коннери, коего достало, что все видят в нем лишь агента 007, убедил режиссера дать ему шанс показать себя как серьезного актера в драме о британском исправительном лагере для военных, где идет борьба между охранником-садистом и охранником-гуманистом. И показал так, что актеру действительно стали давать более сложные роли.
«Серпико» (1973)

После череды проходных лент в 70-х у Люмета открылись второе дыхание. И первой ласточкой сего ренессанса стал отличный полицейский триллер про честного копа, бросающего вызов продажным коллегам. Сыгравший Фрэнка Серпико (реального человека, кстати) молодой Аль Пачино с ходу завоевал «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль.
«Убийство в Восточном экспрессе» (1974)

Агата Кристи редко бывала довольна экранными адаптациями своих детективов, но данный фильм ей понравился. Ее впечатлили умение постановщика нагнетать саспенс и Альберт Финни в образе Эркюля Пуаро. Заметим, что хотя Финни номинировался за эту роль на «Оскар», золотую статуэтку получила Ингрид Бергман (за женскую роль второго плана).
«Собачий полдень» (1975)

Вновь решив поработать с Пачино, Люмет не прогадал. Криминальная драма про троицу переоценивших свои силы неудачников, собравшихся ограбить банк, но вместо добычи получивших полицейскую осаду и кризис с заложниками — просто мастер-класс режиссуры. Но «Оскар» дали не ему, а сценаристам картины. Впрочем, вполне заслуженно.
«Телесеть» (1976)

Пиком карьеры Люмета принято считать именно «Телесеть». История пошедшего вразнос в прямом эфире телеведущего (Питер Финч), обличительной истерикой в адрес Системы только поднявшего рейтинги своим мерзким боссам, стала хитом проката и стяжала 4 «Оскара» (3 актерских и 1 сценарный). Эталон хлесткой сатиры на бездушные масс-медиа.
«Вердикт» (1982)

В 80-х творчество стареющего мэтра плавно пошло на спад. Последняя его бесспорная удача по гамбургскому счету — судебная драма о спившемся адвокате, который получает последний шанс выбраться из болота, выиграв громкое и трудное дело. Пол Ньюман поистине прекрасен в роли эгоистичного юриста, в котором просыпается борец за справедливость.
29.06.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|