Локарно-2024:
итоги кинофестиваля

В прошлую субботу закончил работу 77-й международный кинофестиваль в Локарно. Этот швейцарский синемафорум, конечно, не настолько авторитетный, как Каннский, Венецианский и Берлинский, но все же занимает почетное четвертое место по популярности в ряду аналогичных европейских конкурсов...
Балтийские ветры
В этом сезоне мероприятие прошло с явным прибалтийским акцентом. Премию «Золотой леопард» за лучший фильм, а также приз за лучший дебют получила драма «Токсичное», первая полнометражная работа Сауле Блювайте, молодой литовской женщины-режиссера. Заодно лента отхватила Приз экуменического жюри. Сюжет картины вращается вокруг тем непростой дружбы и экстремальной конкуренции между девушками-подростками, которые учатся в школе моделей.
Другую важную награду — за режиссуру — получил литовский постановщик Лауринас Барейша, привезший в Локарно драму «Утонуть сухим», историю двух семей, чей общий праздник в сельской глубинке внезапно приводит к трагедии и отчуждению близких людей. Вдобавок актерский ансамбль фильма (Гельмине Глемжайте, Агне Кактайте, Гедрюс Кисла, Паулюс Маркявичюс) был отмечен призом за лучшую игру.
Любопытно, что прибалтийский коллектив разделил последний трофей с южнокорейской актрисой Ким Мин-хи. Ее одарили соответствующей статуэткой за роль в драме Хона Сан-су «У ручья». Речь в этой философско-притчевой картине идет о женщине, ежедневно пытающейся уловить общие закономерности в движении водного потока.
На языке Пушкина
Что касается Специального приза жюри, то он достался уроженке Ирака Курдвин Аюб, выступившей на смотре с «почти триллером» под названием «Монд» про наставницу в области боевых искусств, нанятую обучать приемам самообороны трех сестер, но начинающую подозревать, что ее втемную используют для какой-то иной цели.
Так называемого Особого упоминания жюри удостоилась мелодрама испанки Map Колл «Отпусти, Мария» — о писательнице, испытывающей сложности после того, как она узнала леденящую душу историю женщины, которая убила своих детишек. Аналогичную награду вручили документальному эпику китайца Ван Бина «Молодость (Тяжелые времена)» — второй части масштабной трилогии из жизни простых текстильщиков города Хучжоу.
Стоит отметить, что хотя проекты из России и не были представлены в основной программе, в конкурсе короткого метра наши соотечественники поучаствовали — и кое-что даже выиграли! «Серебряного леопарда» получила команда кинематографистов Ataka51, представившая на суд жюри остроумную миниатюру «Гимн Чуме». 12-минутный фильм рассказывает об оркестрантах, пытающихся записать композицию по мотивам «Пира во время чумы» Александра Сергеевича Пушкина, в то время как им мешает некая невидимая пугающая сила.
Новый крестовый поход
Вторая по важности программа МКФ в Локарно — «Кинематографисты современности», в которой соревнуются молодые режиссеры, снявшие пока не более трех картин. И в данной секции одержала викторию грузино-голландская комедия «Священное электричество» Тато Котетишвили. Сюжет ее вращается вокруг пары ушлых товарищей, нашедших чемодан со ржавыми крестами и решивших превратить их в модные «неоновые» распятия, чтобы выгодно продавать тбилисским обывателям.
Ну а премию за лучшую режиссуру в этой программе вручили португалке Дениз Фернандеш. Она привезла в Швейцарию свое драматическое фэнтези «Ханами» — историю девочки с вулканического острова из архипелага Кабо-Верде, способной путешествовать между миром снов и реальностью.
Остается добавить, что в этом году в Локарно выдали необычайно большое количество почетных призов. Так, почетный «Золотой леопард» за заслуги перед кино ушел к новозеландке Джейн Кэмпион, снявшей такие ленты, как «Пианино», «Портрет леди» и «Власть пса». Премия Давиде Кампари за выдающиеся карьерные достижения досталась французским актерам Гийому Кане и Мелани Лоран. Премию за достижения всей жизни получил мексиканский режиссер Альфонсо Куарон («Гарри Поттер и узник Аэкабана», «Гравитация»). Особая Награда «Леопардового клуба» нашла французскую актрису Ирен Жакоб. А специальным Детским призом Локарно одарили швейцарского мультипликатора Клода Барраса («Страна голов», «Жизнь Кабачка»).
21.08.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|