«Красавица и Чудовище»:
экранная история бессмертной сказки
В В конце марта в российский прокат выходит очередная экранизация «Красавицы и Чудовища» с Венсаном Касселем и Леа Сейду. И это хороший повод вспомнить самые интересные киноверсии знаменитой сказки, канонический вариант которой был записан Жанной-Мари Лепренс де Бомон еще в 1757 году...
«Красавица и Чудовище» (1946)
Безусловная классика — черно-белый фильм Жана Кокто с Жаном Маре в роли титульного монстра.
На грим Жана Маре в «Красавице и Чудовище» уходило 5 часов.
Пускай грим Чудовища по теперешним меркам примитивен, а Красавица в исполнении Жозетт Дэй откровенно старовата, режиссер с большим изяществом выводит простую, по сути, волшебную историю на уровень исполненного высокой поэзии и философских обобщений авторского кино.
«Аленький цветочек» (1952)
Свои версии сказки существуют у многих народов — в России это «Аленький цветочек» (записана С.Т.Аксаковым в XIX веке).
В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен.
Мультверсия Льва Атаманова до сих пор изумляет реалистичностью движений персонажей. Она достигалась с помощью техники, известной у нас как «эклер»: все сцены сперва снимались с живыми актерами, а потом перерисовывались художниками.
«Красавица и Чудовище» (1978)
Чешская версия режиссера Юрая Герца запомнилась тем, что в ней был сильный акцент на хичкоковские приемы нагнетания саспенса, отчего постановка при всей своей несомненной ориентированности на детей имела признаки триллера.
Panna a netvor: в этом фильме Юлия сама «создает» человеческий облик Чудовища.
Оригинально подошли авторы ленты и к образу монстра: вместо традиционно львино-медвежьего облика ему придали сходство... с птицей!
«Красавица и Чудовище» (1987-1990)
В конце 80-х американцы решили перенести сюжет сказки в современность и оформить в виде сериала.
Сериал с будущим Хеллбоем и бывшей Сарой Коннор (за роль Чудовища Рон Перлман получил «Золотой Глобус»).
Сценаристы при этом далеко отошли от оригинала, сделав Красавицу (Линда Хэмилтон) юристом, а Чудовище (Рон Перлман) жителем подземного мира. Шоу было достаточно популярным, но его пришлось закрыть из-за падения рейтингов после ухода забеременевшей ведущей актрисы.
«Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке» (1991)
Последняя экранизация «Аленького цветочка» в СССР, предпринятая Владимиром Грамматиковым, прошла незамеченной на фоне политических страстей, накрывших в то время нашу страну.
Хотя фильм вышел вполне достойный. Сейчас он представляет собой настоящий раритет, поскольку его не показывают по ТВ — вероятно, из-за плохого состояния исходников.
«Красавица и Чудовище» (1991)
Создав по мотивам сказки шикарный анимационный мюзикл, студия «Уолт Дисней» до сих пор пожинает плоды его успеха. Обошедшийся в $25 млн мультфильм принес с учетом ререлизов (в том числе — в 3D) более $425 млн.
В 2010 году диснеевскую версию сказки перевыпустили в 3D.
И сложно найти зрителя, который не назвал бы шедевр Гэри Трусдейла и Кирка Уайза лучшей киноверсией «Красавицы и Чудовища» из всех.
«Страшно красив» (2011)
В отличие от предыдущих картин, эта основана не на самой сказке, а на ее фэнтезийном переложении для тинейджеров — романе Алекс Флинн «Чудовище».
«Страшно красив»: Алекс Петтифер не смывал грим монстра весь период съемок.
Действие перенесено в современную школу, и рассказ ведется от лица монстра (Алекс Петтифер) — богатого и эгоистичного красавца-старшеклассника, превращенного в жуткого урода обиженной им девушкой-ведьмой.
«Красавица и Чудовище» (2012)
Теоретически это телеремейк сериала с Хэмилтон и Перлманом, но практически резко отличается от шоу четвертьвековой давности.
В сериале с Кристин Кройк линию оборотня ввели под влиянием успеха «Сумерек».
Здесь Красавица (Кристин Кройк) является детективом, а Чудовище (Джей Райан) — помогающий ей в расследованиях генетически модифицированный солдат-оборотень, в минуты ярости превращающийся в страшного волкоподобного зверя.
«Красавица и Чудовище» (2014)
Самая дорогая и амбициозная постановка сказки на сей день, обошедшаяся французским продюсерам в 33 млн евро.
Новый фильм почти полностью снят на фоне хромакея.
Режиссер Кристоф Ганс («Сайлент Хилл», «Братство волка») не безупречен по части драматургии, но в том, что касается визуального шика и спецэффектов, ему в европейском кино нет равных. Публику, без сомнения, ждет исключительно пышное зрелище.
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 30.03.14
|