Лучшие роли Иннокентия Смоктуновского:
100 лет со дня рождения артиста

28 марта исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося актера Иннокентия Смоктуновского (1925-1994). Его называли первым интеллектуалом советского кино, создателем образов любой сложности. Выбрать Топ-10 ролей мастера была непросто: даже эпизоды в его исполнении — ювелирная работа...
Комвзвода Фарбер
Смоктуновский был фронтовиком-гвардейцем и хлебнул на войне лиха. Тем удивительней роль лейтенанта Фарбера в «Солдатах» (1956) Александра Иванова. Его совсем не боевого вида романтик в очках с величайшим уровнем стоицизма выживает в совершенно адских условиях обороны Сталинграда, там, где ломались битые жизнью, суровые мужики.
Физик Илья Куликов
Да, первую скрипку в драме о физиках-ядерщиках «Девять дней одного года» (1961) Михаила Ромма играет Алексей Баталов. Но его герою, оптимисту-практику Гусеву, гениально оппонирует скептик-теоретик Куликов. При этом они не только приятели, но и соперники в борьбе за сердце девушки, а также подхватывающие идеи друг друга коллеги.
Гамлет
Хотя «Гамлет» (1964) Григория Козинцева рождался в муках, с частыми спорами между режиссером и его звездой, итог того стоил. Принц Датский в трактовке Иннокентия Михайловича, чувствительный и нервный, резко отличался от героического образа, ставшего каноном на Западе. Сам Лоуренс Оливье с ревностью признал успех советского Гамлета.
Владимир Ленин
Поразительно, но многие даже не подозревают, что артист сыграл на экране вождя мирового пролетариата. Причем дважды! В лентах Ильи Ольшвангера «На одной планете» (1964) и Леонида Квинихидзе «Первый посетитель» (1966) он выдал на-гора, возможно, самого человечного Ленина в истории кино — без ставшей штампом суетливой энергичности.
Юрий Деточкин
Эльдар Рязанов одним из первых разглядел в Смоктуновском лирико-комедийный талант — и в своем фильме «Берегись автомобиля» (1966) раскрыл его для всех. Тихий страховщик, оказывающийся непримиримым борцом за справедливость и городским «робин гудом»! Эта роль превратила актера из фаворита интеллектуалов в народного любимца.
Порфирий Петрович
Из всех персонажей отечественной литературной классики лучше всего удался артисту Порфирий Петрович в адаптации «Преступления и наказания» (1969) от режиссера Льва Кулиджанова. Его следователь из романа Достоевского виртуозно подводит студента Расколышкова к признанию в убийстве, оказывая на него тонкое психологическое давление.
Петр Чайковский
Из всех исторических личностей, которых ему удалось сыграть, сам Иннокентий Михайлович, по слухам, наиболее ценил работу в биографической драме Игоря Таланкина «Чайковский» (1970). Ни до, ни после никому и близко не удалось воплотить беспокойно-скрытный характер композитора в такой же полнотел многогранности таланта.
Константин Циолковский
В эпопее Даниила Храбровицкого о покорении космоса «Укрощение огня» (1972) у Смоктуновского формально роль второго плана — он мелькает во флешбэках как пионер космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Но при всей краткости появления он выглядит человеком-глыбой, производя почти пугающее впечатление от силы своего интеллекта.
Сальери и Барон
Вообще-то это две роли, но в одном фильме — «Маленьких трагедиях» (1979)! В связи с этой работой Михаила Швейцера зрители обычно вспоминают Высоцкого в роли Дон Гуана. Однако, на наш взгляд, куда ярче Смоктуновский в образах завистника Сальери в новелле о Моцарте и чахнущего над златом барона, скупого рыцаря. Безупречная техника исполнения!
Исаак
Вопреки слухам, у актера не было еврейских корней. Он был белорусом, его настоящая фамилия Смоктунович. Тем поразительней его точное вживание в роль жертвы Холокоста в драме Леонида Горовца «Дамский портной» (1990). Отец Исаак, вопреки всему надеющийся на лучшее для семьи, обреченной сгинуть в Бабьем Яру, — редкий по пронзительности образ.
30.03.25
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|